Соцсети:

Нервы нашего времени

23 июня 2011 | Газета «Кузбасс»

Андрей Петрухин, главный детский невролог Российской Федерации, председатель Российского общества эпилептологов, заведующий кафедрой нервных болезней педиатрического факультета РГМУ, профессор, доктор медицинских наук, на днях выступал с докладом перед своими кузбасскими коллегами. Мы не могли не воспользоваться случаем и не спросить у Андрея Сергеевича, что происходит сегодня с человеком вообще, меняет ли прогресс психику людей и чем нынешнее младое поколение отличается душевной организацией от своих сверстников, взрослевших несколько десятков лет назад…

-Трудно сказать, чем отличаются дети, которые были раньше, от современных. По всей видимости, они такие же. Просто знания и наблюдения постоянно пополняются. Например, такое явление, вызывающее раздражение у окружающих, как гиперактивный ребенок, стали диагностировать только буквально 50 лет назад. До этого такое понятие не было выделено в отдельную категорию. Но если взять истории выдающихся людей, кого можно заподозрить в гиперактивности? Вот Михаил Юрьевич Лермонтов был неуправляемый. Но и талант был, безусловно. Он и погиб-то из-за своего неадекватного поведения, напрашивался на пулю и получил её. Мартынов же защищал честь женщины.

— В своей лекции вы говорите о том, что гиперактивные дети очень часто талантливы…

— Если им дают нормально развиваться, то – да. Но правила общения с детьми, к сожалению, часто нарушаются. Например, показал себя полностью неэффективным принцип декларативного воспитания (когда воспитывают словами). Доминантным будет личный пример. Если отец пьет, а мать говорит ребенку, чтобы он вел себя хорошо, это совершенно неэффективная вещь. Ребенок будет обязательно подражать, потому что он видит в этом взрослость. И мы сейчас боремся с алкоголизмом, а на экране телевизоров постоянно звон бутылок и битье стаканов – это неэффективная борьба.

Все-таки давайте начнем с того, что есть абсолютно нормальные люди и есть выходящие за грань нормы. Это грань нормы и психического здоровья и крайней патологии, они иногда бывают шаткие, промежуточные. Бывают дети, которые не такие, как все. Чтобы они не были изгоями, их нужно понимать, принимать, находить им место в жизни. У нас это не совсем получается. Но будем говорить честно – нестандартным людям жить в России тяжело. За примерами далеко ходить не нужно, все поэты первой величины в России погублены и погибли преждевременно. Пожалуй, единственное исключение – Иосиф Бродский, который вовремя уехал. А остальные? Пушкин, Рубцов, Высоцкий….

— Но, с другой стороны, я могу сказать – Рембо, Верлен, Бодлер…

— Ну да, талантливому человеку вообще тяжело живется. Но у нас — особенно…. Это наш печальный опыт, мы разрушаем сами себя таким образом. К таким людям нужно терпимее относиться, оказывать внимание, поддержку.

— Талант обязательно подразумевает гиперактивность?

— Очень хорошо о Ландау написал Капица в письме Сталину: «своим неординарным поведением, вспыльчивостью Ландау мог ввести в заблуждение органы внутренних дел, и поэтому был арестован. Но вы же понимаете, что для достижения высоких научных целей и решения крупных государственных задач нужна незаурядная активность».

— Когда такие люди где-то там, далеко, о терпимости и поддержке легко говорить, а когда неадекватный человек рядом с тобой, относиться к нему с пониманием гораздо сложнее.

— Да. Неадекватные люди очень беспокоят, раздражают. Грань очень шаткая, но необходимо выделять патологическое состояние. Как это оценить? Патология – это когда нарушение поведения или чрезмерная активность вызывает неспособность выполнять социальные задачи. При гиперактивности как раз возникает дефицит внимания, человек не способен выполнять задачи, которые перед ним ставятся. Ребенок не способен до конца решить ни одной задачи, не запоминает тексты, мешает другим, выражает признаки агрессивности или импульсивности в своем поведении. Я не говорю уже о тяжелых психических расстройствах, психопатиях – это другие вещи, их тоже нужно вовремя выявлять. Но это уже удел психиатров, а начальные состояния могут увидеть родители. Заболевания неврологические и психические – патология головного мозга, но раздел существует потому, что в неврологии изучаются органические повреждения мозга, которые можно выделить методами визуализации или физиологическими. Это эпилепсии (их более 40 видов), энцефалиты, опухоли мозга, метаболические заболевания головного мозга. Это неврологические проблемы. Есть пограничные состояния – нарушение поведения. Их изучают и неврологи, и психиатры.

— Та самая пресловутая компьютеризация общества как-то повлияла на психический статус наших детей?

— Достоверно не доказано, что это как-то меняет психический статус ребенка. Разве что появляется то, чего не было раньше: привязанности. В том числе и игромания. А тяжелые эндогенные болезни, как они были, так и есть. Обычно «подсаживаются» на автоматы и всяческие «стрелялки» люди, у которых уже есть склонность к зависимости. Может быть, чуть-чуть больше аутизма стало. Кстати, эта специфическая форма умственной отсталости была выделена так же всего 50 лет назад.

Аутизм проявляется у человека в виде отсутствия социального общения. Человек не использует речь как систему массовой коммуникации, не смотрит в глаза, у него проявляется стереотипия (устойчивое бесцельное повторение движений — битье себя по голове), маньеризм (необычные вычурные движения руками или странная походка). Всего 12 пунктов.

Неврозов стало больше, депрессий. Но они связаны с урбанизацией, и это известно. Поэтому препаратам дают и названия такие. Есть такой препарат, который у нас запрещен комитетом наркоконтроля, так вот во Франции его называют «урбанил».

Ещё одна особенность нашего времени: если раньше это не диагностировали, то теперь можно увидеть депрессии даже у детей. Кстати, в нашей стране депрессию очень плохо диагностируют. И сейчас уже доказано, что депрессии не лечатся словами. Это обменное нарушение. Там уже необходимо использовать препараты обратного захвата дофамина. Для женщин это характерно: появление суетливости, забывчивость, слезы, нарушение сна, нарушение пищевого поведения (у девушек это ведет к анорексии). Затем – нарушение менструального цикла, отсутствие либидо, в конце концов, от женщины начинает пахнуть мышами – нарушается обмен веществ. Это запущенные случаи. Болтовня при такой депрессии ничем не поможет, это нужно лечить.

— У нас на это часто советуют: работать не пробовал?

— И вы правы, кстати. Депрессии, конечно, разные есть. У Николая Васильевича Гоголя, по всей видимости, было биполярное расстройство, тяжелая депрессия эндогенного характера, которая его и погубила. Есть ситуационные, естественные депрессии, например, смерть близкого человека. Автокатастрофа, ограбление – это посттравматическое стрессовое расстройство, которое может перейти в депрессию, в длительное затяжное состояние. А вот есть такие невротические депрессии, которые замаскированы соматическими жалобами, так вот они часто бывают у «бездельников». У доярок таких депрессий не бывает, у каменщиц, у маляров не бывает. А вот у богатых женщин – да. И действительно, если вы возьмете страны с высоким уровнем жизни – Канада, Швеция, то там это нередкие случаи. Хотя об этом можно много говорить, причины и в том, что в северных странах мало солнечных дней, свежие фрукты круглогодично не так давно появились. Вот Америка преодолела алкоголизм, только когда витамины круглый год появились. Депрессия очень зависит от факторов питания – шоколад очень полезно есть, фрукты, морские продукты.

— А если говорить в общем, то получается, что, несмотря на весь научно-технический прогресс, человек, в сущности, не изменился?

— Мыслит он так же. Я не знаю, будет ли у нас такой же век, как 20-й. Ведь столько человечеству не дал ни один период существования человека. Разве что Италия эпохи Возрождения. Это объяснить невозможно, что-то божественное. В одной небольшой Флоренции одновременно жили два гения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Как это возможно?

Человек велик уже потому, что он – человек. Если вы его поддержите, увидите, что он способен на что-то такое, что вы даже догадаться не сможете. Если он живет на хорошей почве, где к нему проявляют интерес. Но есть другая крайность, сейчас тоже делают неправильные вещи. Когда детям разрешают ВСЕ и покупают ВСЕ. Есть влечение и преодоление. Нельзя человеку ВСЕ дать – тогда он превратится в растение и не будет ни к чему способен. Я всегда своим студентам привожу примеры из Америки: если человека назначили унитазы мыть, то он будет их мыть так, чтобы через три месяца его заметили и поставили начальником над всеми мойщиками унитазов в городе. А через три года он станет начальником санитарного контроля этого района. А потом будет баллотироваться в губернаторы. Есть мощный стимул, который заложен в человеке. Его нужно найти и разбудить, а не все давать ему сразу.

Евгения РАЙНЕШ.

Кемерово.

 

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс