
Уникальные услуги оказывают жители Чебулинского района Александр и Сергей Егоровы в родном селе Усть-Серта. Отец и сын «обувают» лошадей.
Обувь для лошадок – подковы. Вот Егоровы и занимаются тем, что подковывают лошадей. Для этого имеют специальный станок. Заводят в него животное, крепко привязывают, чтобы не лягалось, поднимают лошадиную ножку и… Дело это тонкое. Размер копыт у разных животных не одинаков, поэтому подбирают подковы каждому индивидуально. К тому же у лошадок в жизни разное предназначение: кому-то, запрягшись, нужно телегу возить, а кому-то галопом скакать, чтобы людей удивить, поэтому подковывают лошадей с учетом их использования. Например, верховых — более легкими подковами. К тому же копыта лошадей – это «живая» часть тела, только ороговевшая, есть в них и нервы, и мягкие ткани.
— Подковы лошадям нужны, как обувь человеку, — рассказывает Александр Егоров. — Они по камням идут, «подошву» натирают до боли, а подкову прибил – все хорошо. А в зимнее время подковы с шипами нужны, чтобы животные не скользили. Секретов в деле много. Ножницами, лопаточкой и рашпилем прочищаешь копыто, подбираешь подкову по размеру, смотришь, чтобы просвета между ними не было, потом приковываешь, да так, чтобы в мясо не попасть. Гвозди по номерам идут: 5, 6, 7… – это толщина. Для беговых коней подковы легкие, поэтому используют маленькие гвозди
№ 5, для рабочих — побольше,
№ 9. Это говорить хорошо. Бывает, дурной конь попадется – знаете, как бесится? Раз отвлекся, и прилетело копытом по голове.
Сегодня «обувь» для животных Егоровы покупают заводскую. Оказывается, конные подковы выпускают согласно ГОСТ 5408-77, и существуют они восьми размеров. Номер (размер), а также указатель передней (п) или задней (з) подковы обязательно указываются на изделии. Егоровы и сами владеют кузнечным делом. Александр учился этому с детства: бегал к местному кузнецу, фронтовику Константину Вильдяйкину, на совхозную кузню сначала смотреть, а потом и практиковаться. Сегодня у Александра Егорова своей кузни нет, но он планирует организовать дело с выходом на пенсию, чтобы подковы самому ковать. Егоровы жизнь свою без лошадей не представляют. В их личном хозяйстве пара гнедых и десяток орловских рысаков: Дубрава, Игрок, Мадера, Бегунья…. Есть у мастеров и старинные расписные дуги со звонкими колокольцами, и сбруи, и коляски-качалки. «Жаль, что молодежь сейчас коней не ценит, им машины подавай», — сожалеет Александр Егоров.
Наталья
КУЗНЕЦОВА.
Фото автора.