Актуальное

Инвентаризация жизненного пути

22 июня 2011 | Газета «Кузбасс»

Как бы вы провели свой последний день? В ответ на мой вопрос — круглые глаза, затем улыбка либо паническое выражение лица. Иногда смущение. Бывает даже страх. Или  молчание. В своей жизни я еще не видела столь богатого разнообразия людских реакций на всего лишь один «нелепый» вопрос, который был задан в различных местах.

Собственно, чему я удивляюсь? Сколько людей, столько и реакций. Тем более, как уже говорилось выше, мой вопрос был нелепым. Почти.

На самом деле, только вдумайтесь, сколько всего можно узнать о человеке, задав ему один такой необычный вопрос. Люди, которым я его задавала, были в замешательстве. Затем около 94 процентов опрашиваемых выдавали самый очевидный и простой ответ: провел бы его с родителями и близкими.

Еще ответы: «Мой последний день в жизни? Я бы спал», «Я бы морду разбила трем девочкам», «Я бы украла красный диплом», «Я бы банк обворовала», «Собрала бы все сбережения и купила хорька».

– Последний день? – Катя задумчиво посмотрела в сторону. – Всему человечеству я бы говорила, как их сильно любит Бог. Вот и все.

Многие молодые люди хотели бы спрыгнуть с парашютом: почувствовать свободу. Стоит даже сказать, что именно этот захватывающий шаг имел огромную популярность, потому что при жизни покорить небо хочется, но, согласитесь, страшно, а если уж у тебя остался последний день, то терять здесь нечего.

Порой подростки говорили об очень простых вещах:

– Попробовала бы то, чего не было, но так хочется, – улыбнувшись на секунду, Даша вмиг сделалась серьезной. – Съела бы киви. Потом села бы на лавку, съела чипсы и ждала конца.

И вот еще:

– Родителям бы позвонила. Сказала бы, как люблю их. Делала бы безумства. К примеру, наелась бы того, чего не ела никогда. Я бы деньги оставшиеся раздавала бедным. Сходила бы туда, где не была, но хотела.

Но были ответы, которые обошли по популярности даже прыжок с парашютом. Я говорю о любви.

– Последний день? – высокий юноша по имени Роман принялся изливать мне душу. – Я думал про это, но не именно про всего лишь один день. А, допустим, последние полгода. Постараться за это время увидеть то, что не смог встретить за жизнь. Путешествовать. Обязательно с самым близким человеком. Потом найти самое тихое место и провести остаток времени там, с любимым человеком. Сделать вещи, которые доставят последнее удовольствие. Например, приготовить шашлык, так сказать напоследок и найти упокоение.

– Я бы точно хотел провести этот день с человеком, которого люблю. Я бы все для этого сделал, – уверенный тон Эрнеста даже на секунду не позволил мне сомневаться в его словах. – Ну и, думаю, можно было бы погулять по красивым местам, послушать вместе любимую музыку и все, что бы вызывало улыбку у нее… Чтобы она навсегда запомнила меня.

Труднее всего было опрашивать людей постарше. Взрослые сразу же хватались за сердце и развивали популярную тему конца света. Разумеется, не все были испуганы предсказаниями. Чаще всего, немного подумав, люди говорили о том, что они не стали бы ничего планировать в свой последний день. Им нужна была бы только спокойная обстановка. Именно внутреннего умиротворения чаще всего хотел простой народ. Людям не нужны были шумные вечеринки вне дома. Они хотели провести свой день в кругу лучших друзей, тихо, с разговорами. Некоторые вообще отвечали, что они даже и планировать ничего бы не стали.

 

Комментарий психолога

Психолог из Новокузнецка Татьяна Витовская объяснила, почему люди на улицах именно так отвечали на мой вопрос.

— Ситуация, связанная с осознанием собственной смертности, для многих остается стрессовой, критической. Причем смерть в данном случае понимается как процесс изменения, трансформации, отказ от старых, привычных способов жизни и подбор, совершенствование новых, более адекватных изменившимся условиям. Каждая критическая ситуация переживается человеком по-разному. Например, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. Поэтому некоторые люди начинают говорить о календаре майя, конце света, скрывая за этими ситуациями неумение действовать, принимать решение.

В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из кризиса. Вот почему люди говорят о том, что сделали бы то, что в обыденной жизни не делают.

В обычном понимании жизнь – суета сует. За рутиной будничных дел теряется ценность того, что тебя окружает, что на самом деле является нашей опорой в жизни, нашим богатством. Такой вопрос, как легкий шокер, выводит нас из рутины, заставляет подумать о своих ценностях, отношениях, своем месте среди людей. Даже такая искусственно созданная ситуация может стать поворотным моментом в жизни личности, переходом на новую ступень развития, источником силы – и в этом ее позитивный момент. И самое важное в этот период иметь смелость следовать своему сердцу и интуиции, понять, кем в действительности хочется стать, что делать, с кем общаться. Все остальное – вторично.

Наше время ограниченно, поэтому не следует тратить его, живя чьей-то чужой жизнью. Не стоит позволять чужим мнениям заглушать внутренний голос. Каждый час сегодняшнего дня необходимо беречь, так как он не сможет никогда повториться. Его невозможно приберечь на завтра, так же как нельзя поймать ветер.

Однако люди мало задумываются над ценностью своей жизни, считая, что будут жить долго, что конец еще не скоро, что все еще можно изменить, написать заново, переписать, как черновик… Поэтому и не говорят дорогим людям о любви, не просят прощения, не смотрят в глаза, не заглядывают в душу к себе. А зачем, ведь еще столько времени, но… все относительно и может измениться в один момент. Находясь на грани жизни и смерти, человек производит инвентаризацию своего жизненного пути. Мы все стоим перед лицом суда, но судят нас не другие люди, а мы сами даем окончательную оценку своей жизни. Мы не должны провалиться на самом серьезном экзамене, где самый серьезный судья – наше «я». Здесь присутствует страх, что в итоге я окажусь не на высоте, неуспешен в отношениях, делах и прочее. Вот поэтому многие просили бы прощение, признавались бы в любви, наконец-то сказали бы все те слова, на которые бы не отважились раньше или не нашли для них время.

«Самое ценное для юноши или девушки быть любимым, признаваемым, быть не одному…»

Почему подростки больше говорят об отношениях, любви? Да потому, что для них в этом возрасте это самая большая ценность. Молодые люди ищут себя именно в этом. Самое ценное для юноши или девушки быть любимым, признаваемым, быть не одному. Поэтому у молодых людей больше активности в решении критической ситуации, а также мнение, что они могут все, силы и возможности безграничны. Еще молодые люди в ситуации ограниченности жизни понимают, что многое не успели, а раз теперь нет необходимости беречь жизнь, значит, можно испытать ситуации риска, опасности, почувствовать адреналин в крови. Поэтому решают попробовать себя в экстремальных видах спорта. У людей старшего возраста больше разочарований, негативных переживаний, чаще встречается состояние тупика, обреченности, беспомощности, многое уже пережито, ничего менять не хочется, поэтому и бездеятельность, пассивность в свой последний день, нежелание что-то менять и планировать, есть чувство стабильности, и поэтому лучше оставить все как есть.

Однако, как бы мы ни рассуждали, как мы поведем себя в ситуации, если узнаем о своем последнем дне, предсказать ничего нельзя! Слишком много факторов может на это повлиять, но стараться прожить свою жизнь так, что в любой день можно было сказать себе: «Сегодня я могу умереть, ни о чем не жалея», – просто необходимо.

Мария МИТРИЧЕВА,

студентка КемГУ.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс