Актуальное

Длинная дорога к памяти

21 июня 2011 | Газета «Кузбасс»

Работая в поисковой экспедиции «Долина» в 2006 году, я не обнаружил в деревне Лезно Новгородской области нескольких фамилий кузбассовцев из того списка павших и захороненных там воинов, который предоставила мне экспедиция. То есть на бумаге они есть, значит, бойцы и похоронены там, но фамилии на мраморных плитах отсутствуют.

Как рассказали мне знающие люди, это довольно распространённая история. Списки готовят поисковики, а мраморные плиты – местные администрации. Сами понимаете, что особо и винить тут некого. Человек не машина, может и ошибиться. Мог, конечно, ошибиться и я. Но за два часа, проведённых в Лезно на братском воинском захоронении, из 14 фамилий кузбассовцев я обнаружил только одну. Стало обидно за земляков, и я решил как-то исправить такую несправедливость.

 

Помнят не всех поименно

Когда вернулся домой в Новокузнецк, стал «стучаться во все двери». Говорил о том, что надо дополнить список, а лучше изготовить и установить свой памятник: «Героям-кузбассовцам от благодарных земляков-потомков». Занимался этим время от времени; наверное, зря верил некоторым словам и обещаниям. Лишь в прошлом году занялся этим делом вплотную и сам. Впрочем, помогали и другие люди, без амбиций и какой-либо корысти. Сначала откликнулся на мою просьбу безвозмездно изготовить гранитную плиту с фамилиями павших директор Ветеранской мемориальной компании Кемерова Владимир Александрович Табашников. Более того, он нашёл возможность перевезти плиту из Кемерова ко мне в гараж в Новокузнецк. Оставалось изготовить обрамление, стойку, основание и «постель». Делал сам, а материалы тоже безвозмездно дали строительные организации и даже частные лица: металл — «Кузбассшахтостроймонтаж» (Зверев, Павленко), «Сибшахтострой» (Ивушкин) и Николай Викторович Кондратьев, лиственницу под «постель» — новокузнецкий ДОЗ.

Но изготовление памятника до конца дела не решало. В любом случае нужно было получить разрешение на его установку от местных властей. И тут возникла проблема. На обращение администрации Кемеровской области в Великий Новгород с просьбой об установке был получен отрицательный ответ. Пришлось мне действовать по своим каналам, через поисковиков. Так я вышел на начальника управления культуры Чудовского района Новгородской области Нину Евгеньевну Алексееву. По её совету я и составил письмо – проникновенное, с подписями родственников павших. В итоге районные власти разрешение дали.

Груз ответственности

Однако тут возникла другая проблема — как доставить памятник до места? Самый простой вариант — погрузить всю конструкцию в багажник машины (она разборная и весит всего 135 килограммов), однако собственного автомобиля у меня нет. Пришлось остановиться на доставке железнодорожным транспортом – сначала хотя бы до Москвы. От столицы до Лезно «всего-то» 600 километров. А в Москве проживает известный новокузнецкий хоккеист Виктор Фёдорович Суряднов, могилу его дяди Василия Ивановича я разыскал ещё в 2004 году. Похоронен он в братской могиле в деревне Посадников остров Ленинградской области, что всего в 40 километрах от деревни Лезно. Предварительно мы с ним договаривались вместе посетить могилу дяди. Там надо было сменить фотографию, которую я установил ещё в 2006 году. Фото выцвело. Можно было бы и совместить обе акции. Однако Виктор Фёдорович не смог заняться этим по семейным обстоятельствам. Тем не менее отправить памятник до места захоронения я все-таки решил железной дорогой через Москву. (А с Виктором Фёдоровичем мы всё же встретились перед моим отъездом в Санкт-Петербург. Хорошо посидели, отметили немного встречу и приятное знакомство. Он передал привет всем землякам и родственникам).

Сам я до столицы полетел самолётом, а далее перебирался железнодорожным и автомобильным транспортом. Это мне удалось осуществить опять-таки благодаря помощи небезразличных людей. Это директор «Сибшахтостроя» Анатолий Алексеевич Ивушкин, предприниматели Татьяна Мироновна Якунина и Виктор Николаевич Усольцев, начальник управления культуры Новокузнецка Наталья Анатольевна Ищенко, директор Дома творческих союзов Татьяна Александровна Дубоделова, её заместитель Наталья Алексеевна Суминова, руководители Новокузнецкого отделения Союза журналистов России Михаил Михайлович Гревнёв и Ирина Александровна Лавренова. Все они так или иначе приняли участие в этом деле. Свой вклад внёс и мэр Новокузнецка Валерий Георгиевич Смолего, у которого мероприятие было под контролем. Должен отметить и просто хорошего человека Сергея Федченко: его помощь пригодилась в самый решающий момент. (К слову, некоторые люди из вышеперечисленных помогли также и с установкой на новокузнецкой улице Кирова баннера, посвящённого упомянутому Василию Ивановичу Суряднову. А поисковики Ленинградской области решили вопрос с награждением героя посмертно медалью «За оборону Ленинграда» с вручением её родственникам погибшего).

А теперь о транспортных коллизиях по перевозке мемориального знака.

Из Новокузнецка в Москву перевозку на безвозмездной основе осуществила компания РТК «Базис» (директор Сергей Владимирович Цвигун), а точнее — её новокузнецкий филиал РТК «Кузбасс» (директор Владислав Иванович Песоцкий).

Из Москвы предстояло перевезти в Великий Новгород. Багажное отделение Ленинградского вокзала также сработало без проблем. Правда, бесплатно перевезти не удалось: дело не в нежелании, а в излишней волоките. Деньги тут были не очень-то большие, просто хотелось на всех стадиях провести всё так, как раньше строились православные храмы: всем миром, от души… Небольшая проблема возникла с доставкой от базы РТК «Базис», которая находится за Рижским вокзалом, до багажного отделения Ленинградского вокзала. Помучился я часа два, выискивая машину. Но и тут ребята не шкурничали, молодцы. Дело-то святое.

Итак, 3 мая я сдал мемориальный знак весом 135,4 килограмма (три места) в багаж с отправкой в Великий Новгород, а сам помчался вечерним поездом в Санкт-Петербург. Опережая события, отмечу, что за весь срок перевозки меня не покидало волнение за сохранность груза. Всё-таки камень, вдруг начнут бросать — может и треснуть. Но всё обошлось.

Знаки внимания

5 мая я электричкой в направлении на Будогощь поехал на братскую могилу в деревне Посадников Остров. Делал я это уже в четвёртый раз. В 2004 году разыскал могилу, где похоронен В.И. Суряднов, в 2006-м установил там фотографию, в 2009-м проведал. Правда, времени у меня сейчас было немного, минут двадцать. Но успел: сменил фото и сфотографировал (не мог не отметить, с какой заботой местные жители следят и ухаживают за могилой). Но вот на электричку пришлось бежать, однако повезло – успел. К слову, в этот раз на всех стадиях моей миссии мне в основном сопутствовала удача. Тогда же я позвонил Нине Евгеньевне Алексеевой. Договорились, что 6 мая в 13.00 меня будут встречать на вокзале в Великом Новгороде.

Надо сказать, что из Новокузнецка я выехал налегке, в костюме. И в Москве, и в Санкт-Петербурге погода была хорошая, а вот Новгород встретил моросящим дождём и холодом. Правда, всё это компенсировалось сердечностью и вниманием встретивших меня людей. 100 километров до Лезно мы проехали на «уазике». Сразу же и установили мемориальный знак. Место установки было определено в самом центре захоронения, чем была оказана высокая честь нашей Кемеровской области, кузбассовцам. Помогли мне в установке местные ребята Сергей (водитель «уазика») и Анатолий Александрович. Перед этим снабдили меня и сапогами, и фуфайкой.

На ночлег устроили там же, в деревне в гостевом доме, в котором обычно останавливаются охотники и рыбаки. Уснул я довольно быстро, а проснулся очень рано – наверное, от избытка чувств в преддверии церемонии с открытием памятника. Пошёл на братское воинское захоронение пораньше и уже издали заметил красное покрывало на мемориальном знаке. Там меня ждала Нина Евгеньевна, потом на автобусе приехали школьники и ветераны войны и труда.

Торжество удалось. Надо отметить, что мне пришлось выслушать немало приятных слов по поводу не только самой инициативы установки памятного знака, но и по поводу его художественного решения. Уверен, что местные власти будут следить и ухаживать за символом подвига наших земляков. Уже сейчас они собираются сделать небольшую бетонную подливку под знак. Кстати, на митинге оказался и наш земляк, родом из Ленинска-Кузнецкого. В Лезно у него похоронен отец. Сам он служил тут в армии, да так и остался на Новгородчине. Было, конечно, приятно нам обоим.

Улетал я из аэропорта Внуково поздним вечером 9 мая. Аэропорт был необычно пуст, то же самое было и в самолёте. И похожее состояние было у меня в душе. Вроде хорошо, что всё свершилось, но в внутри что-то ноет. Вроде как шёл, шёл, а теперь и идти некуда. Пустота. Нужно время, чтобы всё обдумать и оценить…

Станислав ЛИДВАНСКИЙ.

Фото автора.

 

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс