Зависимый? Отдыхай!
В России появился перечень видов профессиональной деятельности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией. На днях было опубликовано соответствующее постановление правительства. О том, что документ этот был просто необходим для обеспечения безопасных условий труда на производстве, специалисты говорили давно. Более того, в Кузбассе даже пришлось принимать особый областной закон.
История вопроса
Чтобы обеспечить максимально возможные условия для безопасности, еще в 2005 году по инициативе губернатора у нас в регионе стала проводиться операция «Забой». Ее цель – установить, насколько распространена среди работников угольных предприятий Кузбасса зависимость от различного вида психоактивных веществ. Обследовались шахтеры, занятые на подземном производстве. На первом этапе проводились скрининговые предсменные и послесменные обследования всех шахтеров на наличие психоактивных веществ в организме при помощи алкометров и экспресс-тестов на выявление алкоголя, опиатов, каннабиноидов, стимуляторов в биологических жидкостях организма. И уже на этом этапе наркологи пришли к выводу, что среди подземных рабочих употребление психоактивных веществ и алкоголя является одной из актуальных проблем.
На тот момент законодательная база, а именно — приказы Министерства здравоохранения о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и об утверждении перечней вредных и/или опасных факторов и работ не предусматривали обязательное проведение предсменных наркологических осмотров лиц на производствах с опасными условиями труда. Тем не менее в нашей области в 2006 году был принят закон «О мерах по выявлению на территориях угледобывающих и горнорудных предприятий лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения». В 2007 году был принят еще один областной закон — «Об усилении ответственности за нарушение условий безопасности и охраны труда в организациях угольной промышленности».
Уже на основании этих двух документов угледобывающие и горнорудные предприятия в обязательном порядке стали выявлять лиц, употребляющих психоактивные вещества, при помощи предсменных медицинских осмотров, а также рейдов наркологического контроля со специалистами-наркологами.
С 2007-го по 2010 год наркологи обследовали работников 48 шахт, разрезов и угольных предприятий Кузбасса. За этот период, по словам главного нарколога Кемеровской области Андрея Лопатина, число горняков, состоящих на учете у наркологов, снизилось в 2,3 раза, количество выявленных в состоянии опьянения сократилось в 6,2 раза. Число лиц, выявленных в состоянии наркотического опьянения, уменьшилось в 7,5 раза.
— Люди поняли, что им придется отвечать за свои поступки, ведь они в таком состоянии подвергают опасности и свою жизнь, и жизнь окружающих, — говорит Андрей Анатольевич. – И в большинстве случаев работодатели решали вопрос безопасности, переводя этих людей работать на поверхность.
Со временем порядок выявления наркозависимых только совершенствовался. Так, чтобы предупредить трудоустройство на угольные предприятия Кузбасса наркозависимых лиц, с
2008 г. в соответствии с постановлением коллегии администрации Кемеровской области был изменен порядок прохождения медицинского наркологического осмотра. Новый порядок включает не только проверку сведений об обратившемся по базе данных «Информационной системы наркологической службы Кемеровской области», но и клинический осмотр врачом психиатром-наркологом, исследование выдыхаемого воздуха, экспресс-тестирование мочи… В результате из осмотренных в 2009-2010 годах граждан области, устраивающихся на работу на угледобывающие и горнорудные предприятия, не получили допуск к работе в опасных условиях из-за наличия наркологических расстройств до 5% пришедших на медицинский осмотр.
Что нового?
Опубликованное постановление правительства РФ устанавливает целый перечень профессий, где наркозависимым не место. В частности, помимо непосредственной деятельности, связанной с оборотом наркотиков, теперь для зависимых под запретом работы, связанные с управлением любым транспортом. Также в списке разные виды деятельности, связанные с эксплуатацией установок при добыче нефти, природного газа, применением бензина-растворителя, производством синтетических продуктов (фенола, ацетона, спиртов и других), а также деятельность, связанная с открытой и подземной добычей полезных ископаемых. Помимо большого списка видов промышленной деятельности, сюда включены медицинские профессии и педагогические.
По словам главного нарколога Кемеровской области Андрея Лопатина, главный положительный момент в том, что теперь есть четкий и конкретный перечень профессий, куда не должны принимать наркоманов. Правда, их и раньше не особо жаловали, только вот у них была возможность скрывать свои наклонности.
— Теперь работодатель должен принять меры, чтобы эти люди не устраивались на данные виды деятельности, и второе – он должен будет проводить периодические медосмотры по проверке заболевания наркоманией. Таким образом, в перечень медработников, проводящих медосмотр, должен быть обязательно добавлен психиатр-нарколог. Только он вправе выявить и поставить диагноз «наркомания».
Правда, по cловам Андрея Лопатина, в документе есть и недостаток: он не предусматривает санкции, ответственность и не указывает на того, кто должен следить за исполнением этого документа – работодатель или правительство.
— Теперь в соответствии с этим постановлением Минздравсоцразвития должно также регламентировать порядок выявления наркозависимых на этапе приема на работу и во время работы, определить, кто будет нести ответственность. Ведь, чего греха таить, были факты, когда от наркомании лечились не только шахтеры, но и педагоги, медработники. Пусть факты единичные, но они были…