Труд во спасение
С чего начинают свой бизнес? – С выбора конкретного дела. – С поиска стартового капитала. – С рекомендаций друзей, специалистов-консультантов. Такие ответы могли бы прозвучать, если задать вопрос без ссылок на конкретную личность. Но у каждого потенциального предпринимателя путь в «свободное плавание» свой, уникальный.
I.
Бывший безработный из Березовского Сергей Суханцов начал свое дело с… веры в Бога. Ну, и в себя, конечно. Название своему обществу с ограниченной ответственностью он подобрал звучное – «Православный комбинат».
На территории храма Иоанна Кронштадского в Березовском Сергею Викторовичу выделили помещение бывшей воскресной школы под столярный цех. В этом помещении, напоминающем избушку на курьих ножках, детям было бы тесно и холодно, так как нет отопления, пояснил Суханцов. Вот местный батюшка, отец Андрей, и благословил бригаду «Православного комбината» оборудовать в этом месте цех и приступить к изготовлению мебели, утвари для церкви.
Кое-что из мебели, изготовленной Суханцовым, нам продемонстрировали. Например, красивый деревянный камин под старину. Сейчас этот камин по просьбе батюшки уменьшает в размере Константин Рожков, работающий у Суханцова по найму.
Константин тоже сравнительно молод: ему, так же как Сергею, немного за 30.
– С Сергеем мы давно знакомы, – поясняет рабочий. – Когда-то жили по соседству. А тут я попал в трудную ситуацию (отсидел срок) и стал никому не нужен. У меня, конечно, есть родные – мать, сестра, но не сидеть же у них на шее. Однако мое тюремное прошлое – как сигнал «stop» для любого работодателя. К тому же еще была проблема с документами: они оказались утеряны. Ушло полтора месяца на восстановление. Только после этого смог обратиться в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве. По профессии – электрик, но готов на любой труд. Но никто взять не хочет. Когда в службе выдали направление к Сергею, тот, не раздумывая, взял меня.
II.
Константин и правда работать умеет не только электриком. Вон как ловко режет, пилит, строгает детали с помощью многофункционального станка, приобретенного Сергеем Суханцовым на деньги, выданные ему на старт нового дела службой занятости. А стартовый капитал у бывших безработных составляет, напомним вам, 58800 рублей. Это если человек работает в одиночку.
Но если начинающий предприниматель из числа бывших безработных берет по найму к себе одного клиента службы занятости, то получает дополнительно 58800 руб., а если двух безработных – 117600 руб. Так вот, у Суханцова в коллективе двое бывших безработных – Константин Рожков и Максим Тимофеев. А третий работник пришел сам – Андрей Оснач. У последнего биография без темных пятен, но были свои жизненные сложности – с пропиской, с «трудовой». Парня Сергей давно знает: «неприкаянная душа», как бросить его одного?
– Странный же, однако, у вас выбор работников, – удивляюсь Сергею.
– Да, я выбираю таких, которых никто не берет. А у нас в городе побывавших в зоне знаете сколько? И все чувствуют себя изгоями: повсюду на предприятиях служба охраны даже на порог не пускает. А ведь люди давно искупили вину в неволе.
III.
Сергей Викторович, как выяснилось, не понаслышке знает, что такое раз оступиться и потом долго-долго расплачиваться за ошибку. В суровые 90-е он и сам оказался подвержен дурному влиянию «улицы». У мамы их было двое, попробуй вытяни в одиночку, без отца, в те годы, когда ни работы, ни зарплаты, ни продуктов. Сергея, по сути, воспитывала улица. И не было рядом того, кто смог бы переубедить, что воровская романтика – это тупиковый путь.
За мелкую кражу Сергей отсидел свое. А когда при освобождении увидел сына Семена, успевшего немного подрасти за то время, пока папа был в неволе, зарекся: он, Сергей Викторович, отныне будет только хорошим примером для своих детей.
Сергей много работал, занимаясь мелким строительством, отделкой квартир и офисов. Была своя фирма, налаженные связи. Потом наступило затишье – в связи с семейными обстоятельствами. В их доме полным-полно маленьких детей (третий сын Иван родился, Женю взяли на воспитание), за ними нужен пригляд, а супруга-юрист не может вечно сидеть в декретном отпуске, иначе какой она специалист? И Сергей взял заботу о детях на себя. Не предполагал, что этот небольшой перерыв в деятельности вызовет потом осложнения с трудоустройством.
Думалось ведь, пришел в центр занятости – и тебя направят куда-нибудь. Но на деле куда можно направить человека без специального образования и по сути – «кота в мешке»? Грузчиком, дворником, подсобным рабочим.
Сергей отказывался от этих вариантов без всякого раздражения. Он уже понял, что этот новый этап в его жизни пусть труден, но в чем-то даже хорош. Хорош тем, что позволяет заглянуть в себя, понять, что тебе на самом деле надо в этой жизни. По сути это нужный этап на пути к… Богу.
IV.
С настоятелем храма – отцом Андреем – Сергей почти ровесники. Но возраст одно, а духовные вершины – другое. Знакомство с батюшкой потрясло: духовная сила этого человека настолько мощная, что вдохновляет людей.
Раньше бы Сергею не пришла в голову идея оборудовать на территории храма детскую спортивную площадку. Или создать православное похоронное агентство, чтобы при прощании с усопшими люди могли соблюдать церковные обычаи. Тот же обряд отпевания не каждый горожанин заказывает. Это хлопотно – везти усопшего в церковь на отпевание либо пригласить священника на дом. А было бы агентство, не было бы у людей затрат. Так теперь рассуждает Суханцов. Однако похоронное агентство пока только в мечтах. Зато идею мастерской настоятель храма одобрил сразу. И благословил Сергея на работу. Видимо, понял, что глубоко верующий Суханцов просто так работать, чтоб «зарабатывать бабки», не будет.
Это другой труд. Осмысленный. Хочется не только самому пилить-строгать, но чтобы и дети ремеслу обучались. И не только свои собственные. Все, кто будет с сентября ходить в воскресную школу, могут обучаться у Сергея столярному делу. Резьба по дереву для любого мальчика – это увлекательно. Поэтому, не откладывая в долгий ящик план создания ремесленной мастерской, Сергей уже ведет переговоры с местным художником, который сейчас на пенсии, но мог бы давать ребятам уроки резьбы по дереву.
Сам Сергей изготавливает полки, шкафчики из дерева. Но основной фронт работ у его бригады в настоящее время – это и отделка помещений под воскресную школу.
V.
Суханцов приглашает нас оценить уже сделанное. Спускаемся по ступенькам вниз, в подвал храма, и попадаем туда, где все белым бело. Никакой грязи, пыли, отделочные работы уже закончены, и уже понятно, где будут классы, где – трапезная. Огромную площадь будущей воскресной школы, поделенную гипсокартонными перегородками на помещения разного предназначения, осталось разве что заставить мебелью.
Однако рабочие, не разгибая спины, продолжают что-то делать. Видимо, последних штрихов в отделке еще много.
Да и сам Сергей все бегом-бегом. То к рабочим своим, то к машине: надо забрать из дома младшего сына сюда, в храм, – на причастие. А средний Семен уже здесь. Мы были немало удивлены, увидев 13-летнего ребенка в церковном одеянии. Он здесь служит: уборка в алтаре, помощь священнику в подготовке к богослужению и многое другое Семену в радость. Видимо, у мальчика тоже свой путь к Богу.
– Ну, а как же все-таки прозаическая часть вашего бизнеса – прибыль? – пробую спустить Суханцова-старшего с неба на землю.
– Прибыль пока небольшая, но за полученные в службе занятости деньги я уже отчитался. Рабочим зарплата идет.
Сергей Викторович объяснил, что берется за любые заказы, как от юридических, так и от физических лиц. Детсадам нужны полки, шкафчики – изготавливает. Зимой бригада, чтобы не было простоя, снег чистила с крыш. Сейчас, кроме воскресной школы, открывается широкое поле деятельности – мелкое строительство в летнее время по заказу частника.
Наконец, есть в планах прежнее для Сергея Викторовича дело – установка окон, отделка балконов. Это значимое для города направление, а возможность возобновить его у Суханцова есть – сохранились контакты с руководством завода-изготовителя окон «VEKA», и значит, есть шанс для помощников Сергея зарабатывать в месяц не 3-4 тысячи рублей на этом, а 14-15 тысяч.
VI.
«Православный комбинат» работает фактически с декабря прошлого года. Успехи скромные, как считает его руководитель, это еще начало. Главный результат – труд души не только самого Сергея, но и его помощников, – он уже виден. Константин Рожков, например, приходит сюда не только на работу. Он частенько стоит у иконы Николая Чудотворца, вглядываясь в светлый образ святого и осмысливая свою жизнь. Человек молится за себя и своих близких, глубоко уверовав, что благодать Божия ждет каждого, кто встал на путь праведный.