Соцсети:

Стандарты для «началки»

1 июня 2011 | Газета «Кузбасс»

С этого года в России постепенно вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В 2020-м они появятся повсеместно и во всех классах. А с 1 сентября 2011 года на новые ФГОС переходит только начальная школа. Мы попытались разобраться, что же они будут собой представлять и что ждёт первоклассников.

 

Сформировать у ребёнка личность

Главное отличие новых ФГОС для начальной школы в том, что они представляют требования как к результату образовательной деятельности и содержанию образовательной программы, так и к условиям реализации программы. В предыдущих стандартах был указан только минимум содержания образования, то есть конкретные темы, которые должны изучить ученики, и знания, умения и навыки, которыми они должны овладеть. Согласно новым стандартам, результаты теперь будут важны не только предметные, но и метапредметные, то есть те знания, умения и навыки, которые ребёнок может применить в жизни, используя переходы с одного предмета на другой (в стандарте это еще называют универсальные учебные действия), а также личностные результаты, которые раньше практически не прописывались.

— Новый стандарт ориентирован на становление личностных характеристик школьника, — говорит Марина Гераськина, заведующая сектором  управления качеством образования департамента образования и науки Кемеровской области. – Там даже прописан портрет выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Думаю, что таким хочет видеть десятилетнего подростка не только школа, общество, но и прежде всего его семья.

Еще одна особенность нового стандарта. Раньше в школе была образовательная программа с учебным планом и программа воспитательной работы, цели и задачи которых порой не соотносились между собой. С введением новых стандартов коллектив школы разрабатывает один документ – основную образовательную программу, в которую входят программа духовно-нравственного развития, воспитания, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья. А еще в этой программе обязательно должны быть прописаны планируемые результаты всей работы школы с детьми и система оценки достижения этих результатов.

И раньше в школе формировали личность и воспитывали человека и гражданина. Но всё это было частично через учебный предмет, отчасти через воспитательные мероприятия. Сегодня вопрос поставлен так, что всё, что идёт в школе, в учебной и внеучебной деятельности, вместе с родителями, дома, должно быть направлено на развитие ребенка, его успешную адаптацию в обществе. Это касается и содержания учебников (тексты на моральные темы, примеры из современной жизни, задания с учетом собственного опыта ребёнка), и технологий образования. Акцент делается на социализацию личности. Педагог должен стать организатором и помощником в открытии нового знания для ребёнка. Новые стандарты должны осуществить переход от репродуктивной формы работы ребёнка к активной деятельности, когда он под руководством педагога достигает новых знаний. В общем-то, и раньше к этому стремились, но теперь это возведено в государственный заказ. Сами уроки направлены на то, чтобы школьник как можно больше был самостоятельным. Учитель становится не транслятором знаний, а проводником и помощником школьника в познании окружающего мира через конкретные учебные предметы, занятия по интересам. В этом и заключается деятельностный подход, который ведет к повышению уровня самостоятельности младшего школьника. Как сказала одна из учительниц, работающих по новым стандартам, если для нас слово «проблема» имеет негативную окраску и вызывает определенную панику, то для ее учеников проблема – это значит интересно, это значит вместе будем искать пути решения, строить проекты. Они могут реализовываться как на уроке, так и в неурочное время. Одним из вариантов такого проекта является составление портфолио школьника (портфель достижений), над которым он трудится вместе с педагогами и родителями.

В целом новый стандарт объединил пожелания государства, общества и родителей. Они хотят видеть ребёнка семьянином, гражданином и работником. А для этого понятия воспитания и обучения слиты воедино. В результате ребёнок будет обладать не разрозненными знаниями и умениями, а научится учиться.

— Пока мы этого не достигли, может быть, поэтому у нас не все выпускники справляются с заданиями по ЕГЭ, — говорит Марина Петровна. – Они просто не видят связи между предметами, которые им преподают. Исправить ситуацию в старших классах сложнее, поэтому-то новые стандарты и вводятся, прежде всего, в начальной школе, когда только начинает формироваться мотивация к учению. Первоклассники и так приходят с желанием учиться, а после четвёртого класса выходят и говорят, что больше в школу не пойдут. Они не хотят учиться, потому что привыкли: как учитель сказал, так и надо по образцу делать. Не секрет, что порой отметки учителя ставят не за оригинальность мышления, а за аккуратность. Самостоятельность же предполагает ряд проб и ошибок, и без помарок здесь не обойтись. И когда ребёнку говорят, чтобы он переписал исчирканную страницу, всякая инициатива решать что-то не так, как показал учитель, пропадает. Новый стандарт сводит на нет формализм выполнения любого задания, в том числе домашнего: ученик должен не только показать его выполнение, но и самостоятельно объяснить, как он решил поставленную задачу. И это требует учителя новой формации, вот почему сейчас большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов.

 

Внеурочные часы

Для помощи в решении поставленных новыми стандартами задач вводятся часы внеурочной, или «внеучебной», деятельности. Последняя представляет собой систему дополнительного школьного образования. Есть пять направлений (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), которые реализуются в таких формах, как кружки, секции, студии, экскурсии, конференции и т.д. Они могут проводиться как внутри школы, так и в учреждениях дополнительного образования, музее, городской библиотеке. Цель – развитие личности ребёнка. Ребёнок должен попробовать себя во всём. У родителей не всегда есть возможность водить ребёнка по студиям дополнительного образования. В школе же такая возможность будет предоставлена. Причём всё это будет бесплатно, без навязывания.

В реализации новых стандартов должны принимать участие и родители. Школа предлагает свои варианты внеурочной работы, родители вместе с ребёнком выбирают из того, что предложили, либо не выбирают ничего, ведь ребенок может уже посещать музыкальную, художественную или спортивную школу. При этом они могут предложить свой вариант, который также рассматривает школа, исходя из своих возможностей. Родители могут участвовать в обсуждении основной образовательной программы, проведении занятий по внеурочной деятельности.

Вначале планировалось включение внеурочной деятельности в учебный план, который определяет обязательную еженедельную нагрузку на ребёнка. Позднее приказом Министерства образования и науки внеурочную деятельность вывели из учебного плана. В настоящее время школа может предложить ребёнку десять внеурочных часов в неделю. Опыт работы пилотных школ области, которые с 1 сентября 2010 года уже реализуют новый стандарт, показал, что ребенок посещает от 5 до 10 «дополнительных» часов. При этом большинство родителей положительно оценивают занятия детей после уроков. Следует также отметить, что ребята идут в кружки и студии не сразу, а после того как по-обедают и погуляют. И хотя увеличивается стоимость школьного питания (т.к. ребята уже не только завтракают в школе, но и обедают), но зато родители знают, что ребенок вовремя поел и занят интересным делом. Вопрос о том, что первоклассник устанет, находясь до 14-15 часов дня в школе, тоже может быть решен за счет комнат отдыха, оформление которых, по мнению педагогов пилотных школ, является делом первоочередным.

 

У страха глаза велики

Из-за недопонимания всего этого совсем недавно возникли волнения родителей в Ставрополе и некоторых других городах по поводу якобы введения платности «продлёнок». Люди, посчитали, что их не только обяжут посещать дополнительные часы, но ещё и будут взимать плату за группы продлённого дня. Это не так. «Продлёнка», как и была, останется бесплатной. Кроме того, с учетом внеурочных часов это может стать гарантией того, что ребёнок не будет предоставлен сам себе и не будет болтаться на улице. Ведь теперь внеурочная деятельность может быть реализована в рамках групп продлённого дня. Это будет зависеть от того, сколько детей будет её посещать. А оплачиваться будет только питание.

Именно из-за непонимания нововведений поначалу некоторые родители просили перевести своего ребёнка из класса, где обучение велось по новым стандартам, в традиционный класс. И это было вполне возможно, так как в пилотных школах только часть классов участвовала в эксперименте. Но время показало, что эксперимент удался. И теперь с 1 сентября этого года уже во всех школах страны вводится федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы. Но посчастливится по ним заниматься только тем детям, которые идут в первые классы. Для всех других пока все останется по-старому.

Сергей БРЫЗГАЛОВ.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс