Публичная продажа. Специалистов…

24 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

Ушло время, когда каждому выпускнику вуза или техникума государство гарантировало рабочее место. Сегодня безработица среди молодых специалистов – явление достаточно распространенное. Только ли в неопытности дело?  Этим вопросом в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета задались еще в 2007 году и провели круглый стол с работодателями.

Оказалось, что  отсутствие опыта для них не критично. Больше говорили о дисбалансе между спросом и предложением, который проявляется в несоответствии выпускников вузов современным требованиям. «Нам  не нужны молодые специалисты, потому что они подготовлены не так и не к тому,  заявляли представители предприятий, — вспоминает руководитель центра управления проектами НФИ КемГУ Татьяна Зубарева. —  Чтобы выяснить, что именно «не то и не так», и был задуман проект, получивший название «Городской инновационный конкурс «IQ-Аукцион студентов».  Его цель определили так:  исследование рынка труда, выявление потребностей работодателей, сближение позиций вуза и производства. Первый конкурс провели на грант  «РУСАЛа» в рамках его социальной программы «Шагни за горизонт», получив от компании на реализацию проекта 150 тысяч рублей.

Уже первые аукционы позволили увидеть те минусы профессиональной подготовки, из-за которых молодежь оказывается неконкурентной. Выяснилось, что в дефиците универсальные специалисты, хорошо владеющие английским языком, IT-технологиями, умеющие грамотно вести диалог с деловыми партнерами, организовывать презентации, выставки и прочее. Работодателям важен не только уровень профессиональной подготовки выпускника, но и наличие карьерных целей, креативность, умение доносить и продвигать идеи, способность работать в команде. «Аукцион выявил рассогласованность образовательных стандартов с требованием рынка труда, — говорит Татьяна Зубарева. – Учебные заведения готовят студентов по специальности, и только. Нет обобщенной модели конкурентоспособного выпускника. Процесс вхождения студента в профессиональную среду не предусмотрен программами вузов и колледжей. Отсюда еще одно несоответствие — между ожиданиями большинства студентов и тем, чем им реально придется заниматься. Производственная практика не позволяет прочувствовать, как все устроено «на самом деле», да и не все предприятия открыты для практики. Стало ясно: чтобы быстрее достичь согласия в вопросах подготовки выпускников, работодатель одной ногой должен стоять в производстве, а другой – в учебном заведении».

Проблем оказалось много, но все они решаемы, считает руководитель центра, было бы желание их решить. В прошлом Татьяна Зубарева была директором школы, имеет возможность сравнивать поколения. Особенность нынешнего – поразительная «невключенность» в деятельность, безынициативность. Чтобы помочь старшеклассникам повысить уровень осознанности своей жизни, начала практиковать тренинги в школе, работу в этом направлении продолжила в институте. «Сейчас от вузов требуют появления студенческих инновационных предприятий. Откуда им взяться, когда у молодежи нет инновационного потенциала, в основе которого креативность мышления, умение сделать другой продукт, отличный от уже имеющегося. Существуют технологии, которые формируют мышление, учат работать с целями, с будущим, в конечном счете, расширяют возможности студентов. К примеру, проектирование. Освоив методику разработки проекта от идеи до осуществления, работая над ним в партнерстве с преподавателями, студенты овладевают умениями и навыками, которые в дальнейшем делают их на голову выше других. Но технологии есть, а мы их не применяем, продолжаем работать по старинке», – недоумевает она. Сначала «проектный подход» внедрялся в вузе через серию выездных школ по управлению проектами, затем появились центр управления проектами и его детище –«IQ-Аукцион студентов».

Сценарий первого аукциона был прост. Была игра, участники которой боролись за виртуальную вакансию, а работодатели публично оценивали претендентов по балльной системе. Ноу-хау НФИ КемГУ вызвало интерес: в мероприятии приняли участие 76 студентов высших и средних профессиональных учреждений Новокузнецка, представители 23 компаний, власти, общественных организаций. За четыре года конкурс сильно изменился. Сегодня работодатели разговаривают со студентами, как принято теперь выражаться, «на языке профессиональных компетенций», выставляют не виртуальные, а реальные вакансии. Будущие выпускники имеют шанс получить приглашение на практику, стажировку или на работу, поэтому желающих испытать себя всегда много.

Кандидатов для участия в интеллектуальном состязании отбирает вузовская комиссия на основе поданных резюме. Конкурс состоит из трех этапов. На первом, индивидуальном, жюри оценивает способность справиться с предложенным работодателем заданием. На втором, групповом, проверяется умение работать в команде, которая формируется из студентов разных вузов. Групповое задание дает вуз, над его решением совместно со студентами трудится и работодатель. Третий тур – собеседование, куда представители компаний приглашают участников аукциона, набравших наибольшее число очков. Разговор дает представление о личности студента, его готовности планировать профессиональную карьеру, брать на себя управление своей жизнью. На последнем этапе конкурса лучшие участники получают предложение трудоустройства или стажировки. В декабре прошлого года на аукционе студентов по IT-технологиям были открыты вакансии «программист» и «системный администратор» от компаний «Интрейд» и «Синерго». Резюме подали 40 человек, отбор прошли 14. От каждого участника требовалось сделать редизайн сайта, а от команды — профессионально оценить идею электронного правительства, понять, как она устроена, предложить практическую реализацию услуги потребителю. Из четырех команд работодатели высоко оценили только одну.

Критики в адрес конкурсантов много. «Студентам не хватает умения поставить цели и сконцентрироваться на задачах», — считает директор ООО «Технология управления» Андрей Эйрих. «Они не умеют работать с техническим заданием, определять целевую аудиторию проекта», — высказываются другие эксперты. «Не владеют навыками самопрезентации, прохождения собеседования»,- убеждены третьи. Конечно, предстоит еще многому научиться. Время для этого есть: ЦУП проводит конкурс для учащихся третьих-четвертых курсов, чтобы к моменту выхода на рынок труда они уже были подготовлены к его требованиям. Главное — в другом: проект дает студентам импульс к активной деятельности. Повышается уровень притязаний, начинает вырисовываться четкий план построения профессиональной и личностной карьеры, приходит понимание, с помощью каких ресурсов можно реализовать те или иные цели. В 2007 году практически ни у одного студента, подавшего резюме для участия в конкурсе, не было опыта работы, в 2011 году он есть у большинства! Если до кризиса молодые специалисты рассматривали вакансии с зарплатой от 25 тысяч рублей, теперь готовы бесплатно стажироваться, в период испытательного срока работать за 8-10 тысяч рублей. «Выпускник, имеющий цель и план ее достижения, имеет преимущество при трудоустройстве перед «обычным» выпускником. Представлениями о своей будущей карьере он очерчивает для себя поле действия, в то время как обычный выпускник бездействует вплоть до окончания учебного заведения», — говорит организатор конкурса 2010 года студентка 5-го курса юридического факультета НФИ КемГУ Екатерина Дедунова.

Для многих участников проекта он стал взлетной полосой в большую жизнь. Первый руководитель конкурса 2007 года студент юрфака Лев Кафьян по окончании института получил приглашение войти в штат одной из правовых фирм. Но он уже наработал потенциал предпринимателя: открыл юридическое и кадровое агентства. Дарья Радзиевская, тоже выпускница юридического и активная участница аукциона, сегодня работает в турбизнесе города Сочи, имеет и свой бизнес: фитнес-группу. «Окончив институт, я получила огромный багаж знаний, но самыми ценными оказались знания, приобретенные в процессе работы в центре управления проектами, — говорит Дарья. — Когда я шла на свое первое собеседование, была уверена, что именно мне предложат должность. Так и случилось! Компетенции, освоенные в студенческие годы в ЦУПе, до сих пор дают мне сто очков вперед».

«Готовы ли работодатели к постоянной работе со студентами?» — интересуюсь у Зубаревой. «Не всегда, — вздыхает она. – Большинство предпочитает быть только экспертами в жюри, потому что это их ни к чему не обязывает в дальнейшем. Но все мы растем на проекте. Когда представители предприятий, компаний смотрят на будущих выпускников, сравнивают их, работают вместе с ними над заданием, приходит понимание, какой именно специалист им нужен. Когда преподаватели вузов, колледжей видят, что важно для работодателей, они понимают, в каком направлении работать со студентами. В этом году на аукционе директор «Синерго» Константин Сергеевич Давкаев предложил стажировку… преподавателям. Аукцион ломает стереотипы, и в этом я вижу большой прогресс».

За неполные пять лет, прошедших со дня первого мероприятия, городской инновационный конкурс «IQ-Аукцион студентов» набрал «солидный вес». Деловыми партнерами центра управления проектами уже выступают и небольшие фирмы, и крупные предприятия, компании, такие как НКМК и ЗСМК, «Кузнецкие ферросплавы», Кузнецкбизнесбанк, «Южкузбассуголь», кадровые и юридические агентства Новокузнецка. Директор НФМ КемГУ, кандидат философских наук Владимир Семенович Гершгорин говорит, что конкурс становится традиционным, почти обязательным элементом в учебном процессе. И стал приносить доход! На первые деньги, полученные от реализации проекта, вуз приобрел оргтехнику.

 

По результатам аукциона прошлого года по специальности «IT-технологии» компания «Интрейд» предложила одному студенту трудоустройство, троим — стажировку. Компания «Синерго» — трудоустройство трем студентам, еще десяти стажировку и помощь в развитии профессиональных качеств. По итогам конкурса по специальности «Менеджмент» и «Маркетинг», проходившего 3 — 11 марта этого года, приглашение на стажировки в ОАО «НКМК» получили 4 студента, в «Град-НК» — 5, в рекламную газету «Работа в Сибири» — 3. Еще 8 позвали на индивидуальное собеседование в кадровый холдинг «АНКОР».

20 мая в Новокузнецком филиале КемГУ будет проходить конкурсное собеседование студентов. Компания «Сибпромпласт» выразила желание отобрать из будущих выпускников двух специалистов по маркетингу.

Татьяна

МИНЕЕВА.

 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс