Гражданки и граждане ночи

23 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

В областном Музее изобразительных искусств, в коридоре и холле второго этажа, развешана экспозиция ню (или, на жаргоне музейщиков, «нюшек») под названием «Тело как искусство». Задумывалась она как экспресс-выставка к «Музейной ночи» и должна была повисеть день-два, но «по многочисленным просьбам трудящихся» ее решили оставить еще на неделю-другую, так что спешите видеть. Всего три десятка работ,
за редким исключением, из фондов музея: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

«Девочка с яблоком» маститого московского скульптора Петра Чусовитина ничуть не напоминает Еву: это, скорее, мыслительница, отрешенно застывшая с забытым в руке огрызком. Но рядом помещены игривые фарфоровые фигуры Нины Малышевой: тело белое, рассыпчатое, сейчас видно, что кавалерственные дамы, даром что без одежд. А неподалеку найдется и «Ева» Т. Бусыревой: лубочная керамическая фигурка в окружении нескольких подруг, исполненных в таком же народном вкусе. Зато «Женщина с красивой грудью» иркутского художника Льва Серикова на первый взгляд кажется просто деревянной вариацией каменной бабы. Но, поразмыслив, понимаешь, что на ее пропорциях скорее всего сказались бурятские буддийские традиции.

«Сон» В. Михеева: замечательно изящная сомнамбула в обрамлении прутьев обычной пружинной койки. Вполне достойно на этом фоне выглядят и работы кемеровских скульпторов. Если мелкая пластика Алексея Хмелевского уклоняется в аллегоричность и философичность (телесное начало из этих удлиненных форм почти испарилось), то «Порыв ветра» Валерия Трески, напротив, проникнут неприкрытой чувственностью, почти неприличной для медальной формы.

Живописная часть экспозиции отличается такой же пестротой. Темно-розовая стилизованная фигура на фоне нездешнего сияния, работа екатеринбуржца Ю. Филоненко: называется она «Зачатие», но по сути это почти «Благовещение». «Одуванчики» А. Окорокова: у нас в такой условно-сказочной манере пишет новокузнечанин Игорь Бессонов. А «Элегия» В. Полякова похожа сразу на всех мастеров «московской школы»

1970-х: фигуры вроде бы даже несколько анемичные, но живопись отличается повышенной пастозностью.
«Обнаженная» Ивана Филичева стыдливо прикрыла личико, почти как Гюльчатай из известного фильма, зато роскошные формы здесь налицо. «Обнаженная в кресле» известного латвийского живописца И. Зариня: торжествующее тело на троне; лицо также размыто, но по иной причине: дело тут не в нем. Ню известного иркутского живописца Бориса Десяткина отличается почти инфернальным белесо-лиловатым колоритом, что нисколько не мешает агрессивной выразительности форм.

«Даная» А. Калашникова трактует известный античный сюжет о дочери аргосского царя и влюбленном в нее владыке Олимпа. Зевс, как известно, проник к Данае в виде золотого дождя, который живописцы со времен Рембрандта предпочитают трактовать как солнечный свет. На картине Калашникова изображен еще и Амур, похожий на служителя солярия, отдергивающего покровы с красавицы. Этому полотну противопоставлен «Лунный свет» знаменитого Александра Тышлера, живописующий стихийное действие иного светила.

Три полотна Александра Новикова, кажется, призваны хоть как-то уравновесить соотношение между полами. «Эверест»: обнаженный гермафродит (к классическому женскому торсу приделана лысая мужская голова), берущий планку на фоне издевательски-гламурных цветочков. «Эманация»: два голых карлы со скрещенными туловищами. «Хранители вечности»: тоже карлы, но преклонного возраста. Каких-то внятных смыслов здесь вычитать невозможно, все дело в изобразительной манере, исполненной пленительной тревоги. И венчает выставку предельно условная, но классически ясная «Модель» Андрея Поздеева: столешница, букет с цветами, кожаный диван и обнаженная фигура на нем размещены на полотне с простодушной правильностью и неуловимой иронией.

Составила экспозицию Марина Чертогова. Быстрота исполнения и недостаток площади не позволили ей представить графическую часть коллекции КОМИИ, где найдется еще немало неожиданных работ на заданную тему: например, акварельные репортажи из шахтерской раздевалки. Но и в нынешнем виде экспозиция выглядит свежо и неожиданно; некоторые работы и вовсе выставляются впервые.

Другие статьи на эту тему

08 декабря

Коронавирус подтвердился ещё у 356 жителей Кузбасса. Кемерово лидирует

За прошедшие сутки коронавирус подтвердился ещё у 356 жителей Кемеровской области. Четверо скончались: мужчина 1958…

07 декабря

Кемеровские власти изымут квартиры у жителей города

Власти Кемерова изымут два земельных участка и четыре квартиры. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте мэрии….

07 декабря

В Минздраве Кузбасса объяснили, когда ПЦР-тест бесплатный

Замминистра здравоохранения Кузбасса Оксана Абросова рассказала, в каких трёх случаях ПЦР-тест делается бесплатно. Первый: если…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс