Легпром заговорит по-итальянски
К концу этого года в Юрге должна-таки открыться новая швейная фабрика. То, что не получилось в советское время, намерены сделать новосибирские предприниматели. Они хотят запустить здесь первое в Сибири массовое производство мужских костюмов. Которое станет и первым новым объектом у нас в отрасли за постсоветское время.
Областные власти, которые сегодня помогают бизнесменам организовать производство, рассчитывают, что это будет не последний проект в отрасли в ближайшие годы. Как вчера заявил замгубернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов, легкая промышленность Кузбасса в ближайшие 15 лет должна «вырасти» более чем в 5 раз.
Итальянский предпочтительней
Новосибирский предприниматель Сергей Рыженков, гендиректор ООО «Винзиони» (VINZIONI), имеет бизнес в Бишкеке. По его словам, сейчас выгоды от дешевой рабочей силы и технологического уровня фабрики в Киргизии (а это – часть построенной перед развалом СССР фабрики) «съедаются» политическими рисками. Выпускать там мужские костюмы и школьную форму становится просто опасно. При последних волнениях продукцию пришлось охранять с автоматами: иначе имущество просто бы сожгли. Когда же встал вопрос, где открываться заново, был выбран Кузбасс. Потому что, как уверяет Сергей Рыженков, нигде он не нашел таких благоприятных условий. Во-первых, отрасль отнесена к числу приоритетных. А это значит, что предприятия могут рассчитывать на областные налоговые льготы. Во-вторых, в Юрге создана зона экономического благоприятствования. Отсюда помощь с оформлением всей разрешительной документации, местные льготы. К этому предприниматель добавляет еще один плюс – от Юрги. Местный технологический колледж готовит техников швейного производства, значит, будет где кадры брать. Первоначально на фабрике планируется занять не менее 50 человек.
Сегодня для нового производства подбирается помещение. Не исключено, впрочем, что «Винзиони» будет строить фабрику с нуля. В течение лета, по словам Сергея Рыженкова, планируется подобрать швейное оборудование, проработать технологическую линию. «Производство мужского костюма предполагает более дорогое оборудование, чем для женской одежды. Полуавтоматы и роботы. Это все очень дорогостоящее оборудование. Планируем потратить на реализацию проекта 100 млн рублей», – говорит Сергей Рыженков.
Костюмами «Винзиони» занимается уже 11 лет. До последних пор марка была российская. Сменили на красивое в итальянском стиле слово (VINZIONI на самом деле ничего точно не значит). Так требует рынок, уверяет Сергей Рыженков. Исследования показывают, что основной покупатель, не особенно разбираясь в реальных брендах, просто «клюет» на иностранное слово. Конкурентов в Сибири у новосибирцев, теперь уже «прописанных» в Кузбассе, по мужскому костюму нет. Никто не шьет и всевозрастную форму. Потому покорение сибирского рынка русскими костюмами с латинскими буквами на этикетке из Юрги, как считает Сергей Рыженков, вполне возможно. В первый год работы план для новой фабрики – продажи на 100 млн рублей.
Главное, чтобы костюмчик сидел?
«Костюм – это своеобразная спецодежда для мужчин, – шутит Сергей Рыженков. – Только непонятно, почему он так дорог в магазинах?! Сейчас мы имеем дело с перепродажей дешевых турецких костюмов за 15-60 тысяч рублей. Это, на мой взгляд, просто мародерство. На самом деле такого класса костюм стоит 150 евро – 6 тысяч рублей. У нас получится за 4,5-6 тыс. рублей ГОСТовского качества». Однако двигать экономику предприятия будет школьная форма, говорит предприниматель. Это – рынок, растущий в России в геометрической прогрессии. Все чаще родители, решая на собраниях в школах, в чем ходить их детям, отдают предпочтение форме. «Исследования показывают, что одеть ребенка в школу стоит 6-8 тыс. рублей (я не беру совсем бедных людей). Наша форма – в пределах 2 тыс. рублей: костюмы-тройки». Однако вчера, когда Рыженков рассказывал о своих планах членам коллегии обладминистрации, замгубернатора по вопросам образования, культуры и спорта Елена Руднева напомнила, что школьная форма – это не обязательное требование сегодня. Но в итоге и она признала, что предлагаемые цены привлекательны.
Цена и качество – об этом в основном говорят все представители легкой промышленности, когда речь доходит до сравнения с китайским и турецким ширпотребом. Наши иногда дороже, но по качеству – «настоящие». Как пояснил Сергей Кузнецов, в России в целом почти 40% рынка – нелегальный импорт и контрафакт. Следовательно, из 33 млрд рублей, потраченных кузбассовцами в прошлом году на одежду, обувь и текстиль, более 13 млрд рублей заплачено за официальный риск ношения кофт, которые линяют после первой стирки, или ботинок «на одну неделю».
Историй «плохих» покупок кузбасских товаров при желании можно насобирать великое множество. Они сведутся к «не так» сидящему спортивному костюму, «не тому» цвету, по сравнению с тем, что привыкли видеть в магазинах и на рынке. Но почти все покупающие кузбасские носки, майки, футболки, пальто, куртки говорят об удивлении, с которым обнаруживают, что это «местная марка». Только вот из общего денежного легпромовского оборота кузбасские товары занимают не более 4%…
Спецодежда и не только
Кузбасские спецодежда и школьная форма – это то, что в последнее время носят сотни тысяч людей, работающих на шахтах и разрезах, комбинатах и учатся в школах. Неплохое достижение для региона, потерявшего в начале этого века крупнейшие предприятия легпрома. Структура отрасли после закрытия самых значимых комбинатов в Ленинске-Кузнецком и в Белове поменялась кардинально. Еще лет пять назад один кемеровский «Ортон» (бывший комбинат шелковых тканей) давал до 70% общего производства в легпроме. Сегодня все наоборот. Основной объем дают множество мелких предприятий (всего в отрасли 277 производств, свыше 80% из которых – малый бизнес). В прошлом году это чуть больше 1 млрд рублей.
Задача, по словам Сергея Кузнецова, в ближайшие 15 лет увеличить этот объем в 5 раз. Ориентир на появление таких предприятий, как «Винзиони», и развитие действующих производств. Для этого в регионе, как вчера признавались руководители основных швейных фабрик области, все есть. Льготы, возможность получения кредитов при поддержке властей, кордоны на пути нелегальной продукции. Нужно только все активнее применять.
Отдельная тема – спецодежда. Как вчера заявил руководитель крупнейшего производителя спецодежды в области компании «Кузбасслегпром» Владимир Васильев, в регионе на базе компании уже фактически создан кластер предприятий, способных производить качественную, отвечающую потребностям конкретного заказчика спецодежду. Сейчас вопрос стоит уже иначе – привлечение науки и передовых разработчиков к выпуску лучших образцов спецодежды. Кузбасские власти этому способствует, отмечает Владимир Васильев. Что уже оценено иностранными партнерами «Кузбасслегпрома», готовыми «заводить» в Кузбасс новые технологии.
Собственно, на это, как считает Сергей Кузнецов, и нацелена стратегия развития отрасли, которую вчера приняла коллегия обладминистрации. Что в итоге получит от этого область? Рост налогов в 4 раза, 2 тыс. новых рабочих мест. А если все пойдет, как задумывают сами производители, то через 15 лет доля товаров местного производства на рынке одежды и обуви может вырасти до 20%. Остается только перебороть тягу к иностранным словам на этикетках?
Татьяна ДУМЕНКО.