Соцсети:

Жизнеописание культурного слоя

16 мая 2011 | Ольга Штраус

Иосиф Лазаревич Курочкин написал книгу «Ветераны культуры Кузбасса», Кемеровский университет культуры и искусств издал ее.

Увековечить имена и деяния тех, кто создавал «культурный слой» Кузбасса – региона молодого, промышленного, «заточенного», как говорят сегодня, не столько на создание произведений искусств, сколько на экономику – задача наиблагороднейшая. Ведь именно благодаря усилиям этих подвижников, что стали героями книги Курочкина, мы имеем сегодня вполне обжитой, цивилизованный, пригодный для духовного существования регион: с достойными театрами и филармонией, с творческими вузами, с художниками, библиотеками, музеями…

Важно отметить: культурный потенциал Кузбасса набирал силу именно в 50-80-е годы, когда у руля культуры Кемеровской области стоял Иосиф Курочкин (с 1967-го по 1984 год он возглавлял управление культуры облисполкома, так что большинство своих героев неплохо знает лично). А среди них – такие фигуры, как профессор Анатолий Мартынов, основавший в регионе прославленный ныне музей «Томская писаница», учитель Николай Капишников, создавший в поселке Мундыбаш уникальный оркестр, художник Николай Бачинин, артист Александр Бобров, чье имя носит наш Музыкальный театр, и многие, многие другие.

Видно, что автор относится к персонажам своей книги с большой любовью: он пытается о каждом написать неординарно, вспомнить эпизоды, характеризующие не только профессиональные достижения, но и личность. Скажем, в очерке про скульптора Георгия Баранова, который изваял памятник рудознатцу Михайле Волкову, он приводит замечательный анекдот, который сопровождал установку этого монумента. Известно, что скульптура рудознатца – бескорыстный дар художника родному городу. Однако, когда она была установлена, в Кузбасс была направлена специальная «бригада чиновников из контрольно-ревизионного управления республики. «Общеизвестно, — пишет Курочкин, — что разбор подобных «вольностей» (то есть установка памятников без согласования с ЦК и Совмином. – Прим.авт.) носил далеко не лицеприятный характер. Каково же было огорчение аудиторов, когда в результате дознаний им удалось установить, что на сооружение монумента Михайле Волкову финансовые затраты составили всего 47 рублей 60 копеек (стоимость пластины с текстом, выполненной в производственных мастерских художественного фонда)».

Или история солистки кузбасского танцевального коллектива Любови Бронниковой, которую в свой знаменитый ансамбль приглашал сам (!) лично (!) Игорь Моисеев, но она от этой соблазнительной перспективы отказалась…

Или история преподавателя КемГУКИ Надежды Лониной, которую многие недолюбливали за колючий нрав и самостоятельность в суждениях. Тем не менее предмет, который она вела, – «клубоведение» впоследствии стал основой для организации в вузе специальных Лонинских чтений.

В книге не случайно много места отводится организаторам, менеджерам культуры и преподавателям спецдисциплин. Такова особенность нашего региона и времени, о котором пишет Курочкин. Именно в 70-80-е годы на территории Кемеровской области бурно и повсеместно создаются детские музыкальные и художественные школы, выстраивается система непрерывного арт-образования. По сути дела, реализуется главный принцип достойной человеческой жизни: неважно, где ты родился и живешь, доступность качественного уровня жизни со всеми благами большого города должна быть тебе обеспечена. Возможность учить ребенка изящным искусствам – одна из непременных составляющих этого принципа.

К сожалению, большой труд Иосифа Курочкина, проделанный им при написании этой книги, в значительной мере портят следующие обстоятельства. Первое: непонятное членение на главы, отсутствие внятного справочного аппарата, да и просто – оглавления, в котором бы упоминались все персоны, очерки о которых помещены в книге! Почему, например, рассказ о той же Лониной помещен в главу «Творцы новых профессий», а не в главу «Воспитатели народных талантов»? Ведь и там, и там речь идет о преподавателях колледжа и института культуры!

Второе: во многих очерках отсутствует информация о том, кем именно и когда работал тот или иной герой. Так, в очерке про Романа Атласова, которого сам композитор Тихон Хренников «сватал» местным властям на роль директора Новокузнецкой филармонии, до конца не ясно, кем же тот в конце концов стал? Понятно, что вторую государственную филармонию в южной столице Кузбасса создать так и не удалось, но Атласов-то там работал! Кем?

Вообще чтобы это издание превратилось в удобочитаемую «энциклопедию талантов», ему необходима тщательная редакторская обработка, которая – увы!- не была проделана. В результате читатель, не знакомый с историей культуры Кузбасса (а ведь издание затевалось именно как просветительский справочник!), с трудом разберется, почему та или иная фамилия была внесена в этот реестр. Я уж не говорю про досадные «блохи» в виде грамматических или стилистических ошибок, которых также довольно в книге. «О сподвижнической деятельности сельского киномеханика…», «Любовь, признательность имеют свойство утрачивать границы. Артиста Дахненко ожидала та же участь». Вот о чем это, кто поймет? Или: «Портрет… произвел то магическое впечатление, когда испытываешь непреодолимое желание к диалогу, без которого невозможна полнота впечатления от увиденного».

Все эти сложные языковые конструкции, в которых чиновничий канцелярит соперничает с нарочитыми красивостями, не украшают книжку. Более того. Книги, посвященные темам культуры и искусства, особенно нуждаются в культуре издания. В данном же случае, видимо, из-за торопливости или нехватки средств такие необходимые звенья издательского процесса, как редактура-корректура, были опущены. А жаль. Это издание и впрямь могло бы составить гордость Кузбасса, стать настоящей настольной книгой для многих и многих читателей, профессионально занимающихся вопросами искусства в Кемеровской области.

Ольга ШТРАУС.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс