ЧУДЕСА НА ВИРАЖАХ

11 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

На несколько часов небо над аэродромом областного аэроклуба имени Мартемьянова в Кемерове стало местом боя моделей самолетов времен Второй мировой войны. Причем в отличие от реальных исторических событий в этот раз советским военно-воздушным силам итоговую победу одержать не удалось.

Таран как оружие победы

Игорь Каяхов закладывал вираж за виражом, однако его японский истребитель «Накадзима-84» никак не мог оторваться от гордости советского авиастроения – самолета ЛАГГ-3. Очередной головокружительный трюк закончился плачевно: «сталинский орленок» настиг-таки «самурая» и рубанул пропеллером по хвосту. «Восемьдесят четвертый» не выдержал такого удара, свалился в крутой штопор и повстречался с землей под углом в 90 градусов. На «Накадзиму» было тяжело смотреть — хвост у самолета отсутствовал начисто. Однако стоящий рядом Игорь и не думал унывать: «Двадцать минут ремонта – и будет как новенький». Томич Александр Воронов хоть и досрочно закончил выступление в раунде, свои бонусные очки за удачный таран все же заработал.

Помимо таранных ударов в зачет пилотам шла удачная посадка в указанном квадрате, точное соответствие модели реальному прототипу, а главное – удачные атаки на вражеские самолеты, выражавшиеся в перерубании ленточек, которые крепились к хвосту каждой модели.

И, кстати, не все тараны заканчивались падением самолетов. Например, «Мустанг П-51» Михаила Подкура не только смог выдержать мощнейший удар по правому крылу, но и продолжил свой полет. Совсем как в песне военных лет: «Бак пробит, хвост горит, и машина летит на честном слове и одном крыле…».

Особенности кустарного авиастроения

Из девяти участников воздушного боя больше половины представляли Кемерово. В столице Кузбасса авиамодельный спорт развит сравнительно неплохо: действует четыре кружка. На этом фоне томские авиаторы выглядели «бедными родственниками» — в «Сибирских Афинах» никаких секций давно нет. Тем не менее есть отдельные энтузиасты вроде Евгения Токача. Свои самолеты он собирает самостоятельно. «Допустим, вот этот ЛАГГ-3 я сделал из потолочной плитки и клея. Покупные модели ненамного отличаются по прочности, любую из них можно починить в считанные секунды», – говорит Евгений. И точно, у каждого «пилота» на соревнованиях всегда с собой небольшой чемоданчик со всеми нужными деталями и материалами вроде пенопласта, скотча и фанеры.

Среди кемеровчан бесспорными фаворитами являлись представители команды «Пилот»: Владимир Вагайцев и Алексей Невзоров. За плечами каждого многие годы, проведенные в школьных кружках. Правда, затем было несколько лет без самолетов, однако благодаря случаю забытое хобби снова стало любимым. «Поначалу я ревновала его к самолетам, — рассказывает Елена Вагайцева, жена Владимира, — потому что, вместо того чтобы ехать на дачу, муж оставался в городе и учился пилотировать. Но постепенно смирилась и уже сама заинтересовалась авиамоделями». Именно умение филигранного ведения самолета зачастую и есть главный секрет любой воздушной победы. Однако не надо сбрасывать со счета и хорошую, безветренную погоду, а также простое везение.

Банзай!

Именно погода внесла свои коррективы в тактику нынешнего боя. «Пилотам» приходилось не столько сражаться друг с другом, сколько подстраиваться под резвый ветер, достигавший скорости в 15 м/с. Больше других повезло трем томичам и Алексею Невзорову, председателю кемеровской федерации. Тем самым финальный полет в отличие от предварительных соревнований, где можно было увидеть сразу «Мессершмитт-109», «Спитфайр» и «Накадзиму-84», получился исторически правдоподобным: японский «Зеро» Невзорова противостоял тройке отечественных «ЛАГГ-3» под командованием Кувшинова, Воронова и Токача. Немногочисленные зрители подзуживали Алексея изобразить камикадзе, однако яростные и успешные атаки Невзорова быстро свели все шутки на нет. Исход боя решил изящный маневр «японца», лишивший всей длины ленты у одного из совместных творений Лавочкина, Горбунова и Гудкова (именно начальные буквы фамилий конструкторов и составили аббревиатуру «ЛАГГ»). Впрочем, проигравшие пилоты расстроенными не выглядели – сезон воздушных полетов только набирает свою высоту.

Сергей СПИЦЫН.

Фото Натальи Буфиной.

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#9574 (18) { ["comment_ID"]=> string(4) "7025" ["comment_post_ID"]=> string(5) "18112" ["comment_author"]=> string(0) "" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "81.177.139.21" ["comment_date"]=> string(19) "2011-05-11 23:46:12" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2011-05-11 16:46:12" ["comment_content"]=> string(14) "нормуль" ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(100) "Mozilla/5.0 (Windows NT 5.1) AppleWebKit/534.24 (KHTML, like Gecko) Chrome/11.0.696.65 Safari/534.24" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Аноним
    11.05.2011 в 23:46

    нормуль

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс