Соцсети:

Послевкусие пройденного

6 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

Всю минувшую неделю в Кемерове шел фестиваль «Кузбасс театральный». Событие, само по себе достойное всяческого уважения. Возобновленный два года назад после длительного перерыва, этот смотр театральных достижений наконец-то стал не просто «праздником талантов», «встречей друзей»,а настоящим состязанием — с напряженной интригой, с конкурсной (и внеконкурсной!) программой, с приглашением в жюри только посторонних специалистов (театроведов и критиков из Москвы, Новосибирск а, Санкт-Петербурга), что гарантировало независимость оценок.

Кому и за что

Впрочем, на мой взгляд, в искусстве вообще невозможна объективность: восприятие любого произведения – вещь очень личная. Возможно, именно эта магия субъективности привела к тому, что самый весомый урожай призов на фестивале «Кузбасс театральный-2011» собрала «Дуэль» — спектакль Новокузнецкого театра драмы в постановке Петра Шерешевского. Спектакль красивый, очень культурный, но не лишенный длиннот и «скучнот».

Декорация (художник Роман Ватолкин) представляет собой пейзаж южного городка. С пирсом, выдающимся в настоящую заводь, с разбросанной пляжной галькой, с деревянными лежаками, антикварными шезлонгами, белесой парусиной пришвартованных яхт… Аморального неврастеника Лаевского, который сошелся с чужой женой, увез ее на юг, а через два года она ему наскучила, и теперь он не знает, как от нее избавиться, играет актер Евгений Любицкий. Играет точно и жестко: границы между тем, где его герой любуется собой, где действительно страдает, где совершает внутренний нравственный переворот обозначены актером внятно и психологически мотивировано. В спектакле немало удачных режиссерских находок. Например, сцена дуэли между Лаевским и прагматичным фон Коренном, убежденным, что людей, подобных Лаевскому, следует уничтожать, как вредных паразитов, решена так: первый целит явно вверх, в воздух, а второй вместо выстрела просто берет тарелку с ножом, подходит к противнику и почти уже начинает препарировать его голову… Замечательно выстроена и «женская дуэль» между любовницей Лаевского Надеждой Федоровной (Алена Сигорская) и местной матроной Марьей Константиновной (Октябрина Романова). Причем последняя в отличие от всех прочих «акварельно-чеховских» персонажей рисует свою героиню нарочито гротесковыми красками. Ее речь, где моральные сентенции переслоены женским соперничеством, получается от этого особенно пряной, сочной. До слез трогает финальная сцена: Надежда Федоровна, прильнувшая к Лаевскому, зрительно сливается с ним в одну фигуру. И понимаешь: библейское «да прилепится жена к мужу своему» — не пустой звук, не красивая метафора, а единственная правда любви.

Удалось режиссеру передать и главную чеховскую мысль: мы – все и постоянно — влияем друг на друга, воспитываем и воспитываемся собственными поступками. Ни на ком никогда нельзя «ставить крест». Однако далеко не все актеры работают в спектакле равнозначно. В этом смысле, мне кажется, жюри явно переоценило работу Алены Сигорской, вручив ей спецприз «за тонкое воплощение чеховского образа», и недооценило Октябрину Романову.

Режиссер Петр Шерешевский свою очевидную любовь к чеховской прозе тоже не везде смог преодолеть: в результате не все персонажи одинаково успешно справляются с длинными описательными монологами. Тем не менее, назвав «Дуэль» лучшим спектаклем фестиваля, жюри и приз «За лучшую режиссуру» вручило его автору. А Евгений Любицкий был назван лучшим актером в мужской номинации.

Итого Новокузнецкая драма получила на фестивале сразу четыре престижные награды!

Справедливо это?

Если учесть ту положительную динамику, которую продемонстрировал нам этот театр за последние два года, то – безусловно. Тем более, что Новокузнецкая драма (одна из немногих!) честно выдержала основной принцип нашего театрального биеннале: представлять в конкурсной программе премьеру из двух последних сезонов.

А если судить без привходящих обстоятельств?

Недооценили

На мой вкус, явно недооцененными остались спектакли Прокопьевского театра драмы, Музыкального театра Кузбасса и Кемеровских кукол.

Начнем с последнего. Блистательный «Евгений Онегин», показанный в первые дни фестиваля, оставался негласным фаворитом, некой «точкой отсчета», о которой постоянно говорили в кулуарах. Безупречный актерский ансамбль, истинно пушкинские легкость и озорство, безукоризненно выдержанная черно-белая графика (к слову, искусство силуэтов было очень популярно в пушкинскую эпоху!) – все это снискало ему массу заслуженных комплиментов. Однако награды спектакль получил лишь две: художественного руководителя театра Дмитрия Вихрецкого удостоили приза за музыкальное оформление и спецприза «за стилевое единство».

Обидно?

Учитывая, что кукольному «Евгению Онегину» уже пять лет, что он замечен и отмечен множеством иных театральных фестивалей, – не очень. Гораздо обиднее, что Кемеровские куклы — один из самых интересных и прославленных кемеровских театров, справедливо увенчанный на разных громких форумах, не успели приготовить к фестивалю достойную премьеру нынешнего сезона. Заявленный в афише «Повелитель крыс» был снят из программы «Кузбасса театрального» в последний момент.

Спектакль Музыкального театра Кузбасса «Любовь всегда права, или Бомарше и К°» прозвездил на фестивале ярким фейерверком. Такого драйва, такой мощной энергетики, такого подлинного актерского куража, по-моему, давно не видели наши подмостки. И хотя театр по понятным причинам (из-за длительного ремонта собственного здания) находится сейчас не в самой лучшей форме, все без исключения артисты покорили и жюри, и публику своей неуемной жизнерадостностью, вокальным мастерством, прекрасной актерской работой. Меня, например, особенно тронули лирические дуэты в исполнении молодых артистов театра Константина Круглова и Светланы Мухтарумы (ведь «петь любовь», обходясь при этом без опереточного «розового сиропа», очень трудно). Однако жюри отметило лишь работу Анжелики Карповой (за роль Сюзанны она получила приз в номинации «лучшая женская роль») и Валерия Титенко («лучшая роль второго плана»).

Впрочем, сюрприз нынешнего фестиваля, тайна которого хранилась до последнего, — специальный приз департамента культуры в размере 50000 рублей — был вручен на закрытии именно Музыкальному театру Кузбасса. Очень правильный выбор!

Что касается Прокопьевской драмы, то тут, вероятно, сказались вкусовые пристрастия жюри. Новая драма – не тот материал, который в глазах профессиональных театроведов может соперничать с классикой. В результате очень живой, очень современный, очень смешной и трогательный спектакль «Парик­махерша» (постановка Семена Александровского) остался лишь со спецпризом «за сценический дизайн».

Кстати, приз за лучшую работу художника получила Светлана Нестерова (Кемеровский театр для детей и молодежи, спектакль «Я боюсь любви», автор пьесы Елена Исаева – тоже представитель «новой драмы»). Удручает, что жюри не сочло возможным отметить прелестные актерские работы (особенно второго плана), которые имеются в обоих этих спектаклях. Я назвала бы тут прежде всего Светлану Попову и Георгия Болонева из Прокопьевска, Веронику Киселеву, Ольгу Червову, Нину Рогову из Кемерова.

Кстати, последнее имя стоит запомнить: эта юная актриса замечательно проявила свое яркое дарование и в спектакле литературного театра «Слово» «Долгое прощание». Жаль только, что этот спектакль к новинкам двух последних сезонов отнести нельзя…

Послесловие к событиям

Итак, призы розданы, награждения состоялись. В качестве подарка зрителям в день закрытия «Кузбасса театрального» на сцене Кемеровской драмы прошла встреча с любимицей публики народной артисткой России Ольгой Волковой (ее мини-спектакль «От 2 до 80. Подслушанные разговоры» стал достойным завершением праздника).

А что сохранилось в «сухом остатке»? Уроки и выводы.

Первый из них: такие региональные смотры театральных достижений – необычайно полезная вещь. Сгущенное восприятие имеющихся творческих успехов чрезвычайно духоподъемно – даже завзятых скептиков оно убеждает: можем! Настоящее живое искусство в Кузбассе, регионе отнюдь не театральном, наличествует, живет и неплохо себя чувствует.

Вывод второй: очевидно, мы уже дозрели до того, чтобы проводить доконкурсный отбор при формировании фестивальной программы. Тогда в афишу фестиваля наверняка попали бы такие звезды кузбасской сцены, как кемеровский театр «Ложа» и «Желтое окошко» из Мариинска, увенчанные на других, неместных фестивалях и, к сожалению, мало знакомые дома широкой публике. Тогда не случалось бы казусов вроде нынешнего, когда внеконкурсный спектакль Кемеровской драмы «Калигула», получивший спецприз «открытие фестиваля», оказался заведомо ярче, чем выставленная театром на конкурс «Белая гвардия»…

Впрочем, утешением тут вполне может служить вывод третий: фестиваль «Кузбасс театральный» обречен на долгое послевкусие. Хотя бы потому, что итогом его работы станет сборник рецензий, критических разборов, театроведческих статей, посвященных спектаклям и прочим мероприятиям фестиваля. Для этого в рамках «Кузбасса театрального» работала специальная группа критиков.

Профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Надежда Таршис, которая возглавляла в этом году жюри, и член жюри, театровед, профессор РАТИ Нина Шалимова отмечали: вообще в Кузбассе любые театральные смотры дополняются серьезной научной составляющей (научно-практической конференцией, изданием спецлитературы и пр.). Это радует. Именно потому, что побуждает осмысливать пройденное. А значит – двигаться вверх.

НА СНИМКЕ: сцена из спектакля «Дуэль» Новокузнецкого театра драмы.

Другие статьи на эту тему

03 декабря

Совещание по «Листвяжной»: почему Путин ударил кулаком по столу?

Президент РФ Владимир Путин 2 декабря провёл видеоконференцию о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Предлагаем её краткое содержание.

03 декабря

Парламент Кузбасса продлил действие региональных мер поддержки

На двадцать восьмом заседании Парламента Кузбасса депутаты поддержали сохранение областного материнского капитала, ежемесячных денежных выплат многодетным семьям и продление мер поддержки участников Великой Отечественной войны, инвалидов и людей, пострадавших на производстве.

03 декабря

В Кемерове продают квартиру-ночной клуб за 25 миллионов

В Кемерове на сайте о продаже недвижимости Domofond.ru выставили на продажу квартиру — ночной клуб…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс