Соцсети:

Равнение на Китай?

5 мая 2011 | Газета «Кузбасс»
Давно лоббируемую кузбасскими властями на правительственном уровне идею об увеличении доли угля в топливно-энергетическом балансе страны вчера поддержали не только руководители всех ведущих угольных компаний России, но и представители крупнейших мировых компаний по добыче угля и разработчиков новых технологий переработки топлива. На расширенном заседании Российского организационного комитета Всемирного горного конгресса, начавшемся вчера в Кемерове, апеллировали к опыту Китая. Страны, которая в ближайшие годы может серьезно изменить ситуацию в угольной отрасли России.

Китайское предупреждение

Китайский угольный прорыв впечатляет давно. Заместитель председателя Ассоциации угольной промышленности Китая г-н Ван Гуандэ вчера заявил, что с 1949 года, начала реформ, добыча угля в этой стране выросла в 100 раз – с 32,4 млн. т до 3,24 млрд. тонн в 2010 году. Только за последние пять лет прирост составил почти 1 млрд. тонн. Даже с поправкой на то, что ресурсы по другим видам топлива в Китае ограниченны (уголь, действительно, главный топливный ресурс страны), подобной динамикой спроса на уголь не может похвастаться ни один регион в мире. Для сравнения: в России объём добычи уже несколько лет стабилизировался на уровне 300 млн. тонн.

Практически все добытое в Китае топливо там же и потребляется. Но китайцам своего угля уже недостаточно, потому из года в год страна наращивает импорт. Г-н Ван Гуандэ сообщил, что к 2015 году собственная добыча в Китае должна составить 3,8 млрд. тонн. А импорт – 200 млн. тонн.

Кому «достанется» этот растущий рынок – большой вопрос: конкуренция на мировом угольном рынке только возрастает. Игорь Коробецкий, директор компании «Уголь-С» (компания занимается продвижением новых технологий в угольной отрасли), уверен, что от ситуации в Китае многое зависит и на российском рынке угля: «Мы традиционно экспортировали в Китай уголь и минеральные удобрения. Сейчас не поставляем удобрения, потому что они построили свои заводы. Такая же ситуация может получиться с углем. Если они такими темпами пойдут, откажутся от импорта. Наши экспортные поставки не очень высокие. Но каждый миллион тонн – это российская шахта. Это объем, который куда-то нужно будет продать. К сожалению, быстро переориентировать уголь на внутренний рынок не получится». Строить новые энергостанции для сжигания угля – дорого и долго. Так же и с переработкой топлива в химические продукты. «Чтобы переработать 1 млн. тонн на месте, надо потратить 1 млрд. евро и 5 лет. Чудес не бывает. Это мировой опыт. Мы были у главных немецких проектировщиков, которые Китаю делали мощности. Такова мировая практика. И единственный способ это удешевить – при участии государства создавать условия для потребления готовых продуктов из угля, например, газа, действующими предприятиями. Возьмем кемеровский «Азот». Газ, полученный из угля, можно было бы направить туда. Достаточно построить трубопровод», – пояснил Игорь Коробецкий «Кузбассу». Так делают в США, где подобные проекты бизнес и государство осуществляют совместно. Последний пример господдержки в капстране – 15 тыс. госпатентов на новые технологии в энергетике по решению американских властей передают бизнесу практически даром.

Таким же путем идет и Китай, поставив себе на ближайшую пятилетку план перехода от простого производства угля к комплексному использованию и глубокой переработке ресурсов.

Давление на правительство

Один из основных угольных лоббистов и инициаторов угольного форума, первый зампредседателя комитета по промышленной политике Совета Федерации Сергей Шатиров, в интервью «Кузбассу» вчера пояснил, что в условиях мировой топливной конкуренции на российские власти оказывается внешнее давление: «Это связано с вызовами, которые 21-й век ставит перед угольной отраслью. Экологические проблемы обостряются. Все кричат, что парниковые выбросы надо стабилизировать, сократить. И пальцем показывают на угольную генерацию. Уголь считается «грязным» топливом. Хотя в мире давно применяются чистые угольные технологии.

Есть и технологии, которые позволяют получать постоянно востребованные дорогие продукты. То есть торговать не сырьем, а продуктами его переработки».

Знакомство с таким опытом, понимание векторов движения других стран – для этого и нужны такие угольные форумы, считает Сергей Шатиров. Особенно они актуальны сегодня, когда российское правительство готовит окончательный вариант программы развития угольной промышленности до 2030 года.

Угольщиков вчера интересовала именно глубокая переработка угля. Как пояснил «Кузбассу» гендиректор «Кузбасской топливной компании» Игорь Прокудин, его компания поставила себе цель – перерабатывать не менее 80% всего добываемого топлива. Потому все, что есть сегодня в мире нового, ей просто необходимо. На рост объемов переработки ориентирован и «СДС-Уголь». Гендиректор компании Владимир Баскаков рассказал, что холдинг сегодня рассматривает возможность увеличения мощностей обогатительной фабрики «Листвяжная». При этом ставка будет делаться на глубокую переработку в том числе и отходов – кеков. В мире же предложений для Кузбасса достаточно. Если сейчас у нас глубина переработки топлива, по данным Игоря Коробецкого, в пределах 10%, то в мире этот показатель доходит до 0,1%. Из рядового угля получается фактически чистый порошок, который при сжигании почти не дает отходов.

Но бизнес с его потребностями и желанием производить более дорогие продукты, как считает губернатор Аман Тулеев, по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами: высокими железнодорожными тарифами, недостаточными пропускными способностями железных дорог, несовершенством отраслевой нормативной базы. Вчера об этом в кулуарах форума после докладов о передовых способах сжигания угля, производстве химических продуктов говорили практически все участники. Так что в каком-то смысле кузбасский форум можно считать уже «внутренним» давлением на федеральные власти.

Татьяна ДУМЕНКО.

Анатолий Яновский, замминистра энергетики РФ, вчера на форуме заявил:
– С 1998 года в России существенно сократилось внутреннее потребление угля. На электростанциях – со 152 до 95 млн. тонн, в металлургии с 56 до 38 млн. тонн. При этом почти в три раза вырос экспорт топлива и в прошлом году составил 115 млн. тонн. Согласно программе развития угольной промышленности, к 2030 году тепловые электростанции страны должны потреблять 120 млн. тонн, металлурги – 40 млн. тонн, на экспорт предполагается отправлять 170 млн. тонн. Задачи по расширению внутреннего рынка угля министерство видит в:
– совершенствовании нормативно-законодательной базы для расширения  использования угля на внутреннем рынке, включая стимулирование модернизации и строительства новых ТЭС на основе чистых угольных  технологий;
– повышении эффективности объектов теплогенерации в рамках реформы ЖКХ;
– промышленном освоении производства продуктов глубокой переработки угля (СЖТ, этанол и т.п.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс