Уголь в программе

4 мая 2011 | Газета «Кузбасс»

Сегодня Кузбасс принимает очередной крупный угольный форум. На этот раз –Всемирный Горный конгресс. Потому говорить будут о глобальном. О месте угля в экономике разных стран, о перспективах использования этого вида топлива, которого при существующих объемах добычи, как обещает нам российское правительство, хватит лет на шестьсот.  Впрочем, обсуждать здесь, кажется, нечего. В конце апреля правительство РФ представило разработанную долгосрочную программу развития угольной промышленности страны до 2030 года. Согласно документу, уголь будет только усиливать свои позиции как внутри страны, так и в экспортном направлении. Дискуссию можно не открывать?

«Уголь – самое быстрорастущее в мире топливо. За последние 10 лет мировое потребление угля выросло почти на 50% (потребление газа – примерно на 30%, нефти и атомной энергии – менее чем на 10%)». С такой фразы, рассеивающей все сомнения, начинается федеральная программа.  Остается только понять, за счет чего и кому поддерживать этот тренд. Вот нам, в Кузбассе, который и так дает более половины всего угля стране и российского экспорта, куда идти, чем заниматься? В принципе ответы на эти вопросы звучали не раз. Тут даже эволюцию некоторую проследить можно. Лет десять назад актуальней «железнодорожной» темы для угольщиков не было.  Низкие тогда цены на уголь, вечно высокие транспортные затраты, «пробки» на станциях погрузки и путях тогда еще Министерства путей сообщения. Сейчас легче. Десятки миллиардов рублей, которые вкладывали угольщики и железнодорожники в строительство новых путей, погрузочных комплексов и морских терминалов, свое дело сделали. Кое-где еще не до конца, конечно, но ведь доставлен же потребителям возросший за последнее десятилетие втрое угольный экспорт! Лет пять назад главной угольной темой стало обогащение. Как бы ни был хорош кузбасский уголь, на рынке всегда есть лучше. Опять же возить необогащенное топливо в вагонах, которых постоянно не хватает, себе дороже. Потому сейчас, пожалуй, нет в Кузбассе компаний, не имеющих обогатительных мощностей. А новые фабрики, как и железнодорожная инфраструктура, – это десятки миллиардов рублей. Не считая сотен миллиардов, которых требовали новые экскаваторы, «БелАЗы», бульдозеры, проходческие и очистные комбайны и пр., и пр. Что сегодня на повестке дня? Безопасность? Справедливости ради, Кузбасс тем и отличался, что здесь и до самых крупных аварий немалые деньги направлялись на то, чтобы шахтеры со смены приходили домой. Начинали с простого – оснащения средствами защиты. Дошли до вентиляции и новых установок контроля за содержанием метана. Сейчас  речь уже идет о предварительной дегазации угольных пластов, новых системах контроля за состоянием шахт и разрезов. Кузбассу, чего уж там, есть что показать и в одном, и в другом. Но читаем федеральную программу дальше… К 2015 году государство обещает выполнить все оставшиеся со времен запуска программы реструктуризации угольной отрасли обязательства. Они в основном социальные и экологические: закрытие нерентабельных предприятий, переселение людей с подработанных территорий, обеспечение углем ветеранов отрасли, рекультивация земель. Задачи самих кузбасских угольщиков прежние: техперевооружение и безопасность. Но, как следует из программы, в новых условиях. Более конкурентных. К 2020 году в России должны быть сформированы новые центры добычи угля в Якутии (Эльгинское месторождение), Республике Тыва (Межегейское и Элегестское месторождения). На круг должно получиться под 70 млн тонн нового российского угля в год, к освоению которого уже приступили главные российские промышленные холдинги.  Заметим: по новым технологиям, оснащенным техникой уже нового поколения. В принципе Кузбасс с почти 200 млн. тонн угля в год своего статуса главного «добытчика» страны не потеряет. Но структурно рынок должен измениться существенно. Ведь перспективный уголь в основном коксующийся. А у нас в регионе его добывают всего порядка 50 млн тонн в год. При нынешней структуре собственности в кузбасском угле появление других крупных добычных районов не проблема. Осваивают новые месторождения «наши» компании, например, «Мечел» и «ЕвразХолдинг». Они, конечно, уже не совсем наши и даже международные. Но чем они сильнее, тем их кузбасским предприятиям лучше. Ничего, кроме пользы, от этого и для экологии региона: меньше же будут землю «копать». Другое дело, 2030 год в самом Кузбассе. Какой у нас-то будет угледобыча? Правительственная программа на это отвечает… очередными новыми шахтами и разрезами. Всего  планируется построить 15 предприятий мощностью 40,5 млн тонн…. Куда уж там новым угольным районам?! Кузбасс позиций не сдает! И тут кто начинает, тот и движется быстрее. Впрочем, объемы объемами. Это регион удержит. Но не в миллионах тонн на-гора уже смысл. А в том, сколько из этого превратится в энергию, полукокс, синтез-газ и массу других дорогих продуктов, спрос на которые растет быстрее, чем на уголь. Программа правительства дала первый за последние годы ориентир, откуда начнется постиндустриальное развитие отрасли. Пока он один, но кузбасский – энергоугольный кластер ЗАО «Шахта «Беловская» в составе уже имеющегося разреза и проектируемых шахты, обогатительной фабрики, завода полукокса и электростанции. В программу не попала еще пара подобных проектов кузбасских угольщиков. Они, по признанию разработчиков, пока что «сырее». Но, что примечательно, в программе нет и других озвученных идей –  о строительстве энергостанций на борту действующих разрезов иностранцами. Отсеялись те идеи? Как свидетельствуют их «носители», нет. Но, чтобы воплотить их хотя бы в проекты, нужна поддержка государства. Не денежная. Хотя бы в виде ориентира по тарифам на электроэнергию. Пока таковых не имеется. А раз так, идеи подождут. Правда, сегодня на форуме могут ответить по-другому. И не только на эти размышления.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс