Морская романтика в шахтерской столице

27 апреля 2011 | Газета «Кузбасс»

В тренерской комнате нет свободного места. Стулья и кресло занимают карты и инструменты. Стены приспособлены под многочисленные полки с разнокалиберными книгами, начиная от учебников по физике и заканчивая советскими брошюрами «Сделай сам».

На столе целая стопка чертежей и планов. А над всем этим творческим беспорядком возвышаются две вещи, сразу притягивающие к себе внимание: портрет адмирала Нахимова и плечики с капитанским кителем. «Друзья подарили», -смеется Владислав Иванович УХМАН, хозяин комнаты, человек, с именем которого неразрывно связано прошлое и настоящее кемеровского судомодельного спорта.

Все решила яхта

«Мое детство в Кемерове прошло на Томи и озере Красном. Какие только игры мы, мальчишки, там не устраивали! Были у нас игрушечные корабли, хотя частенько мы видели и проплывающие мимо катера. Видимо, так у меня и появилась эта тяга к морю и всему, что с ним связано», — вспоминает Владислав Иванович.

Поэтому, когда он в третьем классе пришел на станцию юных техников, вопрос о выборе кружка уже не стоял – разумеется, судомодельный спорт. Хотя, к слову, «ассортимент» секций был впечатляющий: авиа- и автомоделирование, кино- и фотокружок, радиоспорт – всего не перечислить. «Тогда каждый уважающий себя советский школьник должен был состоять в каком-нибудь кружке либо здесь, на станции, либо во Дворце пионеров. И дело было вовсе не в «обязаловке»; именно в таких группах по увлечению и можно было подумать о своей будущей профессии».

Утвердиться в выборе жизненного пути десятилетнему Владиславу помог инструктор кружка Станислав Федорович Зонов. «Он был новатором, он первым предложил использовать стеклопластик для конструирования моделей. Первая яхта на стеклопластике была собрана именно в нашем кружке». Эта самая яхта и стала поворотной точкой в жизни юного Владислава. «Я выступал на чемпионате области со своей моделью, и у меня были определенные неполадки с прокладыванием точного курса. То есть яхта плыла не совсем в указанный квадрат». И никто не мог молодому спортсмену помочь: ни друзья-товарищи, ни мудрый наставник Станислав Федорович. И тогда Ухман поставил перед собой задачу: самостоятельно изучить всю литературу о яхтостроении и парусных судах и разрешить проблему. И постепенно эта тема настолько увлекла его, что после окончания школы Владислав вознамерился пойти учиться именно на специалиста-конструктора парусных яхт.

На капитанском мостике

Однако ни в одном из трех крупнейших высших учебных заведений СССР (в Ленинграде, Новониколаевске и Владивостоке. – Прим. авт.), связанных с кораблестроением, нужной специальности не оказалось. И Владиславу ничего другого не оставалось, как быть призванным на двухгодичную армейскую службу. «Что в армии перво-наперво выясняют? Есть ли какие-нибудь таланты и умения. Так меня и выручило мое судомодельное прошлое», — улыбаясь, рассказывает Владислав Иванович. Хотя помимо военных кораблей рядовой Ухман собрал и наклеил немало моделей самолетов, танков и прочей военной техники. Так служба и прошла.

После демобилизации он по-прежнему думал об образовании конструктора, как вдруг в Кемеровском центре технического творчества освободилась вакансия руководителя. И вот с 1972 года и по сегодняшний день Владислав Иванович является бессменным «рулевым» судомодельного кружка. За почти сорокалетнюю педагогическую деятельность всех мальчишек не упомнишь, но с немалой частью воспитанников Владислав Ухман по-прежнему поддерживает контакт. «Если кто-нибудь из ребят приезжает в Кемерово, то первым делом идет сюда, в наш центр, а уже потом по своим делам. Да и так стараются звонить, письма писать, в общем, не забывают меня».

Кстати, и для многих его воспитанников занятия в кружке предопределили дальнейшую жизнь. «Одни освоили технические профессии, другие стали педагогами, третьи выучились на конструкторов. Были и такие, кто смог поступить в мореходное училище и теперь стоит на страже наших водных границ». Правда, приоритеты и причины выбора именно судомодельного кружка немного изменились с советского времени. «Теперь идут, потому что наслушались рассказов старших о подобном интересном занятии. А раньше были героические примеры перед глазами: покорители Севера, летчики, мореходы. Энтузиастов сейчас стало значительно меньше».

Модели, которые мы выбираем

После двух лет занятий в кружке судомоделистов под руководством Ухмана десятилетний Владислав Иванов построил свой первый корабль – патрульный катер «Сторожевой». Вот он – стоит на подставке типичное судно береговой охраны: на корме расположен сдвоенный пулемет, а в рубке угадывается рация. Рядом — корабль пожарной охраны, выполненный в типичной для «огнеборцов» красно-черной цветовой гамме.

«Сейчас выбирают современные суда, ведь непременным условием для соревнований является точное соответствие всем параметрам образца, вплоть до скорости. Конечно, можно постараться и построить модель линкора времен Второй мировой войны, только вот на заплывах у него будет стабильно последнее время», — объясняет Владислав Иванович. «Сторожевой» принес Владику Иванову призовое место на чемпионате области. Теперь этот патрульный катер занял свое почетное место в шкафу среди других кораблей, а двенадцатилетний конструктор занят новым проектом: на верстаке лежит раскрытый журнал с моделями яхт, рядом стоит набор личных инструментов и заготовок, а сам юный кораблестроитель Иванов с виртуозностью опытного токаря вытачивает очередную мелкую деталь. «Это фонарь, таких нужно два», — показывает Владик. В среднем на хорошую модель современного катера уходит два-три года работы. Дело кропотливое и технически сложное, ведь помимо корпуса и всей «оснастки» необходимо еще сделать двигатель для хода. Есть и такие модели, которые работают на радиоуправлении или используют небольшой паровой движок.

При виде стеллажей со всем этим великолепием возникает резонный вопрос к Владиславу Ивановичу: «А почему бы не перевести судомоделирование на коммерческий путь развития?». «Не получается, потому что очень тяжело объяснить, сколько сил и материалов было затрачено на тот или иной корабль. Зачастую люди просто не верят, что вот эта каравелла, которая была сделана за полгода, может стоить 50 тысяч рублей».

Искусство хода

Изготовление моделей «под заказ» явно могло бы укрепить не слишком устойчивые позиции судомодельного спорта, который сейчас, как и любая другая прикладная техническая дисциплина, переживает не самые лучшие времена. «Раньше ощутимо помогал ДОСААФ и была возможность поехать на чемпионаты России и Европы, сейчас о таком приходится лишь мечтать. Думаешь о том, как свести концы с концами и выкручиваешься, как можешь». Спустя минуту понимаешь, что Владислав Иванович имеет в виду под «выкручиваться»: мы спускаемся в подвал и оказываемся у широкого бассейна. Вот это ухмановское «ноу-хау» и служит местом для испытания построенных кораблей. «Дожидаться, пока весна вступит в свои права, и мы сможем выходить на открытые водоемы, иногда приходится слишком долго, а на нашем бассейне можно тренироваться в течение всего года».

На одной стороне стоят ребята со своими катерами, на другой расположены разноцветные буйки. По правилам соревнований, участники должны попасть в определенные ворота, образуемые буйками. Еще интереснее «турнир» субмарин – у них задача всплыть в нужном квадрате. Причем подводные лодки в качестве мотора используют накрученный во множество узлов резиновый жгут. При погружении жгут разматывается и таким образом толкает подлодку вперед; когда узлы заканчиваются, субмарина всплывает. «Австралийцы пошли еще дальше, они на свои модели (правда, иногда они делают их из папье-маше) ставят миниатюрные боевые орудия и разыгрывают настоящие морские сражения, — увлеченно рассказывает тренер-педагог Ухман. — Причем если корабль потопили, то не беда – достанут, залатают дыры и тут же вернут на поле боя».

Заветная мечта

«Занимаясь из года в год с ребятами, все равно думаешь о настоящей яхте и море. Аренда нам не по карману, один час на Обском море стоит от ста долларов. Но сейчас у нас появилась возможность построить свою собственную яхту: уже есть парус, мачта, необходимый материал, нужно лишь время», — говорит Владислав Иванович.

И тогда у мальчишек из кемеровского судомодельного кружка появится замечательная практика выхода под парусом на Красном озере. Под руководством замечательного рулевого, который, наконец, сможет по праву носить подаренный ему китель морского офицера.

Игорь ГОНЧАРОВ.

Фото

Кирилла Кухмаря.

Комментировать 1
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
  • object(WP_Comment)#9544 (18) { ["comment_ID"]=> string(4) "6872" ["comment_post_ID"]=> string(5) "17607" ["comment_author"]=> string(12) "Даниил" ["comment_author_email"]=> string(0) "" ["comment_author_url"]=> string(0) "" ["comment_author_IP"]=> string(13) "81.177.139.21" ["comment_date"]=> string(19) "2011-05-05 19:19:03" ["comment_date_gmt"]=> string(19) "2011-05-05 12:19:03" ["comment_content"]=> string(91) "Владислав Иванович самый лучший тренер на Земле!!!" ["comment_karma"]=> string(1) "0" ["comment_approved"]=> string(1) "1" ["comment_agent"]=> string(100) "Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1) AppleWebKit/534.24 (KHTML, like Gecko) Chrome/11.0.696.60 Safari/534.24" ["comment_type"]=> string(7) "comment" ["comment_parent"]=> string(1) "0" ["user_id"]=> string(1) "0" ["children":protected]=> NULL ["populated_children":protected]=> bool(false) ["post_fields":protected]=> array(21) { [0]=> string(11) "post_author" [1]=> string(9) "post_date" [2]=> string(13) "post_date_gmt" [3]=> string(12) "post_content" [4]=> string(10) "post_title" [5]=> string(12) "post_excerpt" [6]=> string(11) "post_status" [7]=> string(14) "comment_status" [8]=> string(11) "ping_status" [9]=> string(9) "post_name" [10]=> string(7) "to_ping" [11]=> string(6) "pinged" [12]=> string(13) "post_modified" [13]=> string(17) "post_modified_gmt" [14]=> string(21) "post_content_filtered" [15]=> string(11) "post_parent" [16]=> string(4) "guid" [17]=> string(10) "menu_order" [18]=> string(9) "post_type" [19]=> string(14) "post_mime_type" [20]=> string(13) "comment_count" } } Avatar
    Даниил
    05.05.2011 в 19:19

    Владислав Иванович самый лучший тренер на Земле!!!

    Ответить

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс