Всевидящее око. Но не Cаурона
В общем, проект, который казался утопией (и в плане технологий, и в плане финансовых затрат) ещё даже год назад, сегодня воплощается в жизнь. Во многом, признаются связисты, благодаря нашим «братьям-китайцам», которые финансово неподъемные для нас европейские разработки делают общедоступными.
— Есть моменты, с которыми нам ещё предстоит работать, — говорит Игорь Харченко, представитель ООО «Кузбассинфосвязь». – Мы строим систему, опыта работы с которой ни у кого нет. Конечно, технологические каналы связи в Европе давно уже строятся и развиваются, но нельзя сравнивать нашу Сибирь с европейской частью. Климатические условия совершенно другие, и просторы другие, а значит, и задачи другие. Если мы ставим камеру на высоте 70 метров, и 45 градусов мороза внизу, представьте, сколько там, наверху? Да ещё и с ветром. Наша техника, которую мы применяем, должна быть на два порядка устойчивее к климатическим условиям. И это только одна из задач, которую пришлось решать. Европейские каналы связи хороши в условиях одной-двух камер. У нас пробовали запустить такую систему, но уже на этапе строительства поняли, что цена её эксплуатации растет в геометрической прогрессии. Поэтому задача была ещё минимизировать финансовые затраты. То, что мы придумали, изначально на одну единицу техники выходит дороже, но в процессе эксплуатации быстро окупается. Если говорить кратко, то мы строим ядро, на которое можно потом «наращивать» камеры. И, кстати, практически все, что мы здесь делаем, – российское. Даже камеры, которые выпущены на элементах, собираются специально в Новосибирске по нашему заказу, и работа эта ручная. Это тоже важно: если камера сломалась в пожароопасный период, можно быстро обратиться на завод-изготовитель.
Не кочегары мы, не плотники
Началось все с того, что связисты пожалели… женщин. Разрабатывая системы связи в соседнем Алтайском крае, команда Харченко столкнулась с тем, что на старых наблюдательных вышках (у нас в области они не сохранились) и в зной, и в дождь сидят женщины и наблюдают за лесом. Связисты подумали: почему бы туда не поставить видеокамеры? Так родилась идея. Вместе со специалистами департамента лесного комплекса ребята взяли случаи лесных пожаров по годам и нанесли их на карты. При наложении этих карт друг на друга получилось, что каждый год мы «горим» в одних и тех же местах. Так определились месторасположения будущих наблюдательных постов.
Конечно, у лесников к тому времени уже были данные, которые подают централизованно спутниковые системы с нашей орбитальной российской группировки. Но вид из космоса дает изображение только термальных точек, без «конкретики». То есть это может быть не только пожар, данные нужно перепроверять. Камера же показывает все до мельчайших подробностей. Наблюдать за вверенным участком может и любой лесник, который даже из своей машины по телефону может следить за камерой.
— Наша камера вывешивается на вышку, — рассказывает Игорь Александрович. — Зависимость от высоты есть, но она не очень большая, и причина в том, что земля круглая. Здесь подбираются условия, чтобы какая-нибудь сопка была, чтобы изображение возвышалось над лесом обязательно. Все вышки сотовой связи представляют собой единую систему в рамках одного оператора и соединены каналом связи с единым центром. Мы, используя их каналы, выводим систему на некий сервер, который производит запись круглосуточно и хранит информацию, которую получают с этих камер. Каналы – это просто провода. Это не Интернет, это не какие-то виртуальные вещи, от которых мы зависим. В чрезвычайной ситуации каналы связи начинают рушиться. Когда все одновременно начинают звонить, не остается свободных номеров, и система – компьютер прежде всего — начинает давать сбой. Такая ситуация происходила во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Мы предусмотрели это, поэтому наш канал практически физический. Несмотря на то, что он работает через сотовую сеть оператора, его можно потрогать. Вероятность того, что именно эта камера повредится, скажем, во время землетрясения, безусловно, есть, но поскольку у каждого свой канал, определенный процент нашей системы при любой ситуации будет жить.
***
Пока это только пробные «первые ласточки» совершенно новой системы, которая способна принципиально изменить нашу жизнь. Ведь такое «широкоформатное» наблюдение может быть использовано в самых разных сферах деятельности! Планета, где нет ни единого опасного уголка, в котором можно потеряться. Но это уже из области фантастики. Которая через некоторое время может стать реальностью.
Евгения РАЙНЕШ.