Тренер Александр Ивченко:«Болельщика не проведешь!»
Недавно в Кузбассе побывал известный футбольный специалист Александр Ивченко. Он посетил ленинск-кузнецкое училище олимпийского резерва и кемеровскую СДЮСШОР по футболу, успел принять участие в детском турнире имени Лукина и пообщаться не только с нашими ветеранами (в частности, с Виталием Раздаевым), но и журналистами.
— Александр Владимирович, вы один из немногих российских тренеров, «плотно» поработавших за границей. Как вы оказались в Омане?
– Меня туда направил тогдашний президент РФС Вячеслав Колосков, у меня был замечательный контракт. Страна очень богатая, она может содержать своих граждан на полном иждивении. Один из вариантов коммунизма. Днем из-за изнуряющей жары там все спят с 11.00 до 18.00. Тренировки были в 10 часов вечера, это уже градусов 20. Условия идеальные.
– Почему же насовсем там не остались?
– Я и так там три года провел – домой хотелось, внук к тому же родился. Да и жене в этой стране было особенно непросто, потому что она нигде не могла без меня появляться. Да, в Омане уровень жизни на голову выше даже того, что в Эмиратах. Но в середине 90-х я был там единственный россиянин, да ещё посол наш. Тяжело там – «золотая клетка»…
— Вас многие считают жестким и прямолинейным человеком, вы сами себя сделали таким или обстоятельства?
— Я рос без отца, он рано погиб, а мама у меня была очень квалифицированным радистом, она работала на станции Мирный, это на Северном полюсе, в командировках была по 2-3 года, также долгое время находилась в Болгарии, Чехословакии – в нашей группе войск. Приезжала она только летом и меня забирала, а так я в детском доме с 1-го по 8-й класс учился. И пусть это покажется странным, но с возрастом мне все чаще не хватает совета матери. Я сейчас только начал понимать, что все, чего я достиг, — это ее заслуга. Это она подготовила меня к жизни.
— Вам как тренеру часто приходилось «встраиваться» в новый мужской коллектив. Сейчас авторитетом лет и опыта воздействуете, а как справлялись в 27 лет?
— Да, в омском «Иртыше» в 1979 году были постарше меня и тренеры, и игроки. Просто это разные категории — тренер-отец и тренер-друг. Я осваивался в этих амплуа постепенно, но и тогда был уверен, и сейчас: всё решает атмосфера. И задает ее тренер. В этом пространстве действуют и живут сначала малознакомые люди, которые со временем становятся или не становятся командой. Я считаю, большинство людей – конформисты, подстраиваются под общую атмосферу. Поэтому в футбольной команде очень важно, чтобы настрой был здоровым. Тогда каждый игрок сможет свои возможности раскрыть. И немаловажно, конечно, все же формировать костяк команды, ядро тех, кто принимает твои принципы работы и может донести установки до новичков. Замкнутый коллектив, поверьте, коллектив очень сложный, даже дружить непросто. Ведь игроки — прямые конкуренты. Из 24-26 человек на поле выйдут только 11, деньги получат тоже только 11. Это предмет постоянной заботы тренера: чтобы и отношения держались человеческие, ровные, но и групповщина не формировалась. На поле должны выходить не стайка товарищей, а сильнейшие.
— Вот и вы не будете отрицать, что основная мотивация хорошей игры не патриотизм, а деньги…
— Начнем с того, что это тяжкий труд, профессия, требующая колоссальных физических затрат. А футболисты счастливые люди лишь в том, что занимаются своим любимым делом, за которое им еще и деньги платят. Но, замечу, не всем и очень короткий промежуток времени… Большинство ведь людей воспринимают эту игру как забаву, несерьезное поигрывание мячом. И зря. Если бы все умели это делать хорошо, то не ценились бы футболисты так высоко. Футбол — самый богатый вид спорта, бюджет ФИФА соизмерим с бюджетом целого государства. А большие деньги не будут крутиться там, где дело пустяковое.
— Бюджет команды второго дивизиона, к примеру, кемеровского «Кузбасса», более чем скромен…
— Он невелик, но достаточен при тех целях и задачах, которые стоят перед клубом. И вообще я с оптимизмом смотрю в будущее этого клуба. Познакомился с его новым руководством, и если, конечно, они сами реально определяют стратегию клуба, его менеджмент, то они на правильном пути.
— Каким вам видится развитие зоны «Восток» в новых условиях «осень-весна»?
— Это безумие. Настоящее. И не только для зоны «Восток», у нас вообще в стране нет никаких условий. И когда я слышу какие-то заявления о крытых современных манежах в каждом городе, у меня возникают сомнения в психическом здоровье говорящих. Это решение принято вопреки общему мнению, под давлением определенного круга лиц. Переход на новую систему выгоден трем-четырем клубам страны, которые, делая на футболе бизнес, пытаются синхронизировать трансферные окна, покупая и продавая игроков.
— Как здесь, в Сибири, и дальше на Восток будем справляться?
— Да никак не будем, потому что не справимся. Народ вообще перестанет на стадионы ходить. Во-первых, некомфортно зимой. Но главное то, что футбол будет низкого качества. Например, в Самаре уже был отменен матч премьер-лиги из-за погоды. Во второй лиге мы получим серию отмены игр. Или придется на снежном газоне играть. Как думаете, реально обмануть времена года? И болельщика не проведешь. Даже если этот газон подогреть, на нем будут убиваться футболисты. Первое время, может, народ и походит на стадион — посмотреть на эти жестокие цирковые хохмы, а потом не станет ни за что. Это мечта травматолога, быть может, а людям-то надо не это!
— Вы встречались с тренерским составом кемеровской СДЮСШОР. Как впечатления?
— По большому счету, я ничего нового там не увидел. Не хотел бы касаться ситуации конкретно в Кемерове, потому что тенденция, как ни печально осознавать, общая для страны. В последнее время на развитие детского футбола выделяются колоссальные средства. Никогда ранее столько не давали. Но до регионов, а тем более до структур, которые непосредственно обеспечивают подрастающую смену (это школы спортивные, стадионы, клубы по месту жительства), деньги эти упорно не доходят. Если вдруг в территориях и пытаются ситуацию переломить, открыть финансирование детско-юношеского футбола, то встречают противодействие тренерского штаба, потому что тогда с них будет спрос. А к жесткой отчетности, к тому, чтобы перестроиться, больше работать, повысить уровень ответственности и самоотдачи в большинстве своем тренеры старой формации не готовы. А жаль.
— Вы совсем расстроились…
— Огорчает еще и то, что Кемерово, похоже, забывает свои мощные футбольные традиции. Или кто-то пытается это забвение ускорить. Я вспоминаю славные времена, когда футбольный «Кузбасс» выдавал самобытный стиль игры, задавал тон в первом дивизионе, кемеровский клуб был украшением и гордостью чемпионата. И тут я узнаю, что всего 10 тренеров работают на детско-юношеском направлении. О каком сохранении школы кемеровского футбола может идти речь при таком раскладе?!
Надеюсь, что, если ФК «Кузбасс» удастся осуществить задуманные перемены, положительный результат не заставит себя долго ждать.
Подготовила
Нина ВИЗИТЕЙ.