Соцсети:

Театральная эмблема Кузбасса

22 апреля 2011 | Газета «Кузбасс»

Завтра в актовом зале КузГТУ будет праздноваться 20-летие знаменитого кемеровского театра «Ложа». На юбилей приедут отцы-основатели Евгений Гришковец и Павел Колесников, ожидается кинорежиссер Борис Хлебников, снимающий в своих фильмах Евгения Сытого, Сергея Наседкина и Александра Белкина, и другие почетные гости. «Ложу» будут поздравлять областные и городские власти, творческие коллективы города и его вузов, друзья из других регионов.

Я застал времена, когда театр еще только ладил первые свои подмостки – первый год он обитал в Кемеровском доме художников, и лишь потом его приютил КузГТУ, тогда еще КузПИ. Что бы ни говорили о «лихих девяностых», примерно два десятилетия назад возникло сразу несколько творческих институтов, составляющих ныне славу Кузбасса: это театры «Ложа» и «Желтое окошко», новокузнецкий джазовый фестиваль, музеи-заповедники «Томская писаница» и «Красная Горка» и др. Нынче эту культурную динамику остается только вспоминать с ностальгией.
С тех времен «Ложа» знавала разные времена. Были призы международных фестивалей в Бельгии и Австрии, Корее и Англии, номинация на «Золотую маску», лавры других престижных отечественных фестивалей, таких как NET и «Новая драма». Было время, когда театр более двух лет мыкался без помещения: в корпусе КузГТУ, где он квартирует, шел затянувшийся ремонт. Театр регулярно покидали его лидеры и звезды – упомянутые Колесников и Гришковец, позже Константин Галдаев и Максим Какосов; но «Ложа» продемонстрировала удивительные резервы живучести. Сейчас здесь успешно ставят спектакли Евгений Сытый и Сергей Наседкин. И это спектакли все в той же манере, что доставляла театру славу в прежние годы. За какой бы материал ни бралась «Ложа» — творчество американских романтиков Германа Мелвилла и Эдгара По, архивы провинциальной автоколонны, сатирически переосмысленная всеобщая история, рассказы горняков, воспроизведенные в технике документального театра, собрание басен про зверей, личные воспоминания и дембельские альбомы, – все это переплавляется в фирменную поэтику, иронически-отстраненную, чуточку абсурдистскую, но проникнутую тайным лиризмом.
Интересно также, что Евгений Гришковец, покинув «Ложу», стал эволюционировать совсем в другом направлении – условно говоря, «новой искренности». Впрочем, творческая связь Гришковца с «Ложей» за десятилетие жизни порознь никогда надолго не прекращалась: вот пример, который опровергает все расхожие представления о нравах театрального мира.
Если говорить о том, что значит «Ложа» для города Кемерово и Кузбасса в целом, нельзя не упомянуть ее знаменитый «Угольный бассейн»: лучший, талантливейший спектакль о горняках, исполненный в самой современной манере, без следа натужного пафоса советских лет. Это своего рода театральная эмблема нашего региона – и эмблема эта, несомненно, делает ему честь. Тем более удивительно, что «Ложа» не участвует в областном фестивале «Кузбасс театральный», и актеры ее не могут претендовать на областные премии, гранты и т. п. Говорят, все дело в статусе: формально «Ложа» и сегодня числится студенческим театром-студией. Однако этот статус нисколько не мешает ей участвовать в «Золотой маске» и «Новой драме». Может, что-то в областных правилах поправить, а то ведь абсурд получается.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним