Один ребенок – не ребенок… А десять?!
– Да чтоб они у тебя все подохли!Возможно, сгоряча, от усталости произнесла врач это дикое «пожелание». Но как ни тяжело было роженице Наталье, безжалостные эти слова она услышала. Резануло как ножом…И хотя этот врач уже не работает в родильном доме (ее уволили), впредь Наталья стала рожать дома. Муж Вячеслав был не просто рядом, утешал, держал за руку, гладил. Он и принял на свет своих младших четверых детей – Славу, Алину, Колю, Диму.Пригодилось Вячеславу образование в медучилище. Правда, он его не окончил, перешел в горное. Все-таки на шахтах получали больше. Но и в забой, на комбайн Вячеслав теперь не спускается. Он уже не угля стране дает, а детей. Всего у Натальи и Вячеслава их десять. В Ленинске-Кузнецком это самая большая многодетная семья. Но самая ли опекаемая? И вспоминают ли о ней в городе по будням, а не только календарным праздникам: в День матери, День семьи, День защиты детей?– Приезжайте. И все увидите, – посоветовала нам одна из доброжелательниц семьи…
I. Многодетные родители Красулины нас не ждали. Удивились. Они ведь никуда не звонили, никому не жаловались на свои проблемы. Охоту делать это отбили реплики: «Не надо было столько рожать!».
А еще вопросы задают: «Не баптисты ли вы?» Обычно у них семьи большие.
Улыбается Наталья:
– Просто мы со Славой хотели много детей. Что здесь необычного и, как еще считают некоторые, ненормального? Ведь кто-то мечтает о больших квартирах, шикарных дачах, дорогих иномарках. А наша мечта – вот она, – и кивает в сторону дивана с креслами, где дружно уселись девять человек. Да еще «лесенкой», по возрасту. Самая старшая – 15-летняя Кристина, за ней Регина (14 лет), Стас (13) Алеша (12), Никита (10), Элина (7), Слава (6), Алина (3 года) Коля (2). А вот пятимесячный Дима – на маминых руках. Все симпатичные, чистенькие, в ярких костюмчиках и платьицах. Но не только это сразу бросилось в глаза. Все десять сидели тихо и спокойно. Никто не перебивал разговора взрослых, не задавал вопросов, не выражал своих желаний. Вот такие они воспитанные и послушные. Но отнюдь не «забитые». У всех блестели глаза, все с нескрываемой любовью смотрели то на свою маму, то на своего папу.
И на меня смотрели, но уже, как мне показалось, с удивлением. Я-то ведь тоже не удержалась от вопросов по поводу планирования семьи. Регина еще крепче прижала к себе Коленьку, Кристина – Алину, Элина, похожая в своем платьице на маленькую принцессу, стала кружиться по комнате. Димочка разулыбался, глядя на экран телевизора. Там шла сказка про Машеньку и медведя… Я поняла без ответа: никто из них не может представить сегодняшний день без того, кто рядом. Причем здесь планирование, если каждый – желанный и самый-самый лучший, хотя и не единственный. А вот Вячеслав был у своих родителей единственным ребенком.
– Зато у моей мамы теперь десять внуков, – говорит он.
Наталья тоже не из многодетной семьи. Родителей уже нет. Этот небольшой старенький домик – Натальино наследство. Кухонька, спаленка, зал… Общая площадь примерно 40 квадратных метров. Разделите их на двенадцать человек. О каких тут санитарных нормах может идти речь?! И об отдельном «жилом пространстве» для каждого?
Всего в спальне две широкие кровати и одна совсем маленькая. Так вот, на первую большую кровать поперек ложатся спать четыре брата, на вторую – и тоже поперек – четыре сестры. На маленькой кроватке – двухлетний Коля. Дима – с родителями на диване. Или в коляске. Но при всей такой тесноте семья умудряется создать уют. Нет разбросанных вещей, игрушек или грязной посуды. Все сразу моется и убирается в шкафчики, на полочки. Но… Но мне невольно вспоминается командировка в один из детских приютов нашей области. Занимает приют два этажа. На первом – дети, на втором – кабинеты сотрудников. В день моего приезда в приюте находилось всего четыре ребенка. А рассчитан он на 12 детей. С одной стороны, это очень хорошо, что детей было мало, но, с другой, что хорошего, если домашние дети, в частности, дети Натальи и Вячеслава, спят поперек кроватей?
II. – У вас какая очередь на квартиру? – спрашиваю Наталью.
– Нет нас в очереди: ни в льготной, ни в общей. Не стоим мы в ней.
– ?!
– Конечно, надо заняться. Но все как-то некогда.
Да, справедлива пословица, что под лежащий камень вода не течет. Другое дело, почему соответствующие службы в городе, зная, в каких условиях живет большая семья, не предприняли ничего, чтобы сдвинуть этот самый камень.
И не только в квартирном вопросе, но и… детсадовском. Все знают, что в Кузбассе одними из первых в России появились домашние детские сады. Создать их можно в той семье, где есть трое детей дошкольного возраста. Семья Красулиных давно могла бы стать детсадовской. Тогда маме (или папе) воспитателю идет не только зарплата, но и трудовой стаж. Плюс по 70 рублей на ребенка в день.
– Почему вы до сих пор не мама-воспитатель? – спрашиваю Наталью.
– В управлении образования мне сказали, что надо будет писать отчеты, приносить их в детский сад, за которым нас закрепят. А еще предупредили, что на те деньги, которые будут выплачиваться, я должна покупать продукты только для своих детсадовцев. А мои другие дети будут только смотреть на эту еду? Разве ж так можно?
Вот и я думаю, как же можно было так рассказать о преимуществах домашнего детсада, чтобы у мамы вся охота на него пропала?! И это при том, что живет сейчас семья только на детские выплаты. Вячеслав только устраивается в охранники.
Так вот, весь месячный доход на 12 человек составляет всего лишь около 10 тысяч рублей.
Конечно, неловко было заглядывать в кастрюли, спрашивать о семейном меню, но я, извинившись, все-таки интересуюсь: «А что сегодня будет кушать подано?»
– Суп с курицей. Кашка. Хлеб тоже есть, – говорит Наталья, привыкнув к тому, что все удивляются, как можно прожить на такие деньги.
Огородик у дома совсем маленький. Осенью накопали всего-то 10 ведер картошки. Осенью же она и закончилась. Теперь покупают.
…Давно закончились и четыре тонны льготного угля. Уже дважды покупали еще по столько же. Кончается и этот. А ведь и дом каждый день надо отапливать, и баньку два раза в неделю.
III. От всех этих подсчетов становится не по себе. Невольно думаешь, что желанные и любимые дети заслуживают большего. Старшим давно хочется компьютер. Но об этом вслух они не сказали даже Деду Морозу. Кстати, новогоднего волшебника пригласила в семью бабушка Валя. Да она и сама волшебница. Появилась у Красулиных нежданно-негаданно. С гостинцами, подарками. Адрес семьи ей дали в городском отделении Красного Креста. А туда добрая женщина пришла с желанием помочь ребятишкам из детского дома. Но ей сказали:
– Государственные дети ни в чем не нуждаются. Кроме родительской любви, конечно, и самих родителей. А вы лучше помогите многодетной семье.
Вот так и появилась у ребятишек вторая бабушка. Тоже как родная, щедрая. Хотя весь ее доход – пенсия.
– Ищите богатого спонсора, – советуют Наталье.
Звучит как насмешка… А мечта о компьютере остается мечтой. Как и о стиральной машине-автомате для многодетной мамы. Зато наконец-то сделали косметический ремонт в доме. За это спасибо маленькому Диме и… губернатору. По поручению Амана Гумировича семье вручили 50 тысяч рублей по случаю рождения десятого ребенка.
IV. Да, конечно, несправедливо было бы сказать, что Красулины обделены вниманием. Летом старшие дети бесплатно отдыхают в городском лагере. Их приглашают на какие-то представления. Но вот в Кемеровском цирке они не были. Жаль. Ведь проходят же там благотворительные акции. Сейчас старшие дети этой семьи (все учатся в гимназии после закрытия своей 22-й школы) получают бесплатное питание. Правда, состоит это питание в последнее время из стакана чая и кусочка хлеба. Понятно, что домой приходят голодные. Да и на уроках «червячок» гложет.
Но про этот, мягко говоря, несытный школьный бесплатный обед я узнала только после расспросов. Сами не жаловались.
Словно предвидя очередной вопрос на тему «Зачем столько рожали?», Вячеслав поразмышлял вслух:
– Так много говорят о демографии, о будущем, и в то же время смотрят на нас, как… как…
Не подыскав точного сравнения, он махнул рукой и посмотрел на своего младшенького — Димочку. Малыш засмеялся.
Вспомнилась народная мудрость: «Один ребенок – не ребенок, два ребенка – полребенка, три ребенка – наконец-то ребенок». А у Натальи и Вячеслава десять детей! Следуя той же народной мудрости, это уже больше трех. Это уже многодетная семья. Нормальная, благополучная и, как нам показалось, счастливая. Но о добрых переменах в своей жизни все равно мечтающая.
Фото Кирилла Кухмаря.
Ленинск-Кузнецкий.