Соцсети:
Актуальное

Во имя жизни

13 апреля 2011 | Газета «Кузбасс»

Герой Кузбасса,профессор, доктор медицинских наук, Любовь Михайловна Казакова

-Ее любимые фразы? Сейчас скажу…

Он ненадолго умолкает, за тридцать девять лет знакомства фраз было немало, но любимые, но главные…
—  Когда мы отстаиваем больного, когда там спор, консилиум, когда ссылаются на некоторых авторитетных людей, она говорит: «Все решают аргументы, а не монументы». Очень важная фраза… «В каждой кроватке – свои загадки», это про индивидуальный подход, он обязательно должен быть, нельзя подходить к ребенку с какими-то универсальными мерками…
— А про худших? Она говорила мне…
— Да, конечно: «Худших всегда большинство»…
Юрий Иванович Ровда – профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой госпитальной педиатрии ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Разговор – о человеке, про которого Ровда немного раньше сказал: «…считаю, мне повезло в жизни, она – мой самый главный Учитель…» – о Любови Михайловне Казаковой, профессоре, докторе медицинских наук, Герое Кузбасса.
Общение не ограничивалось лекционнымиаудиториями: ее ученики помнят двенадцатиметровую кухню, ее библиотеку, ее дочь, разговоры о профессии и жизни, фирменные казаковские фаршированные блинчики и пирожки: студенты редко бывают сытыми.
— И вы, конечно, бесстыжие, уничтожали все… — радуюсь воспоминаниям профессора Ровды…
— Да, уничтожали. Но нас так приглашали, так непосредственно все делалось, с таким радушием, что это казалось нормальным. Да и не только в пирожках дело. Многие были из глубинки, а Любовь Михайловна очень образованный человек, и это общение нас обогащало. Люди всегда жадны до информации, интеллектуальный и культурный голод характерен для человека, и мы как раз в ней нашли такую отдушину, источник, который наполнял нас, говоря высоким штилем…
«Во имя жизни» — послевоенный фильм 1946 года о трех друзьях-хирургах, мечтах и разочарованиях, об идеалах и, естественно, любви. В 1947-м, когда он получил Сталинскую премию, Любовь Михайловна твердо решила стать врачом и поступила в Омский мединститут. Окончила его, в 1953-м по распределению приехала в Кемерово, работала участковым врачом, заведовала детской поликлиникой, была городским педиатром. Учить студентов начала с 1964 года, став ассистентом в медакадемии, потом доросла до заведующей кафедрой госпитальной педиатрии, которую возглавляла больше двадцати лет.
Научный багаж Л.М. Казаковой – более двух сотен опубликованных работ, под ее руководством защищены 20 кандидатских и две докторские диссертации, по ее книгам учатся будущие педиатры.
— Если говорить о педиатрической службе Кузбасса, — Любови Михайловне девятый десяток, у нее прекрасный голос, полный оттенков, у нее огромный опыт лектора-педагога, она отвечает за свои слова, — то областная больница – олимп здравоохранения, это безусловно. Мы не хороним детей много лет от управляемых причин. Хотя вся тяжесть северного куста стекается к нам. У нас много лет нет расхождения клинического диагноза и патолого-анатомического. Это свидетельство высокого профессионализма врачей областной больницы. Мой вклад здесь немалый, потому что все, кто здесь работает, мои ученики.
До последнего времени профессор Л.М.Казакова как врач высшей категории ежегодно консультирует в Кузбассе до 350 самых тяжелых и сложных больных детей, читает лекции студентам, врачам на сертификационных циклах, днях специалистов, семинарах, конференциях; член редколлегии журнала «Педиатрия», редактор журнала «Мать и дитя в Кузбассе».
На стене в ее кабинете – фотографии ее Учителей и Коллег. Академики, профессора – О.М. Соколова-Пономарева, В.П. Бисярина, М.С. Кисляк, И.А. Кассирский, З.С. Баркаган, Ю.Е. Малаховский – среди медиков России известны и не забыты. По словам тех, кто работает с Л.М. Казаковой, она достойна своих Учителей.
-Любовь Михайловна, а что такое «хороший врач»?
— Тот, который не делает ошибок у постели больного. Который не вредит. У нас главное – правильно поставить диагноз и назначить правильное лечение. Ребенок не должен умирать, понимаете? Если у него нет врожденных патологий, несовместимых с жизнью. От воспаления легких ребенок не должен умирать. Если врач вовремя поставил диагноз, правильно назначил лечение – ребенок обязательно поправится… Тем студентам, кто понимает суть жизни, я всегда говорю: вы стоите столько, сколько знаете и сколько вы умеете. Врач видит то, что знает. А чего не знает, того не видит.
Профессор Казакова уверена, что 15-17 процентам выпускников мединститутов – троечникам – вообще
нельзя давать дипломы. Что из выпускников лишь треть остается в профессии, а остальные уходят в никуда.
Она – человек «старого закала». Она считает, что не имеет права молчать, если видит, что профессии наносят вред – это даже не право, это обязанность ставить диагноз.
— Зарплата-то у нас нищая, на нее жить нельзя. Поэтому медики что делают? Подрабатывают тут, подрабатывают там, дежурят. И когда самосовершенствоваться? Вот ведь трагедия. Если все время в работе, а потом семья, на нее время нужно, и когда читать?! Но наука так быстро развивается, что день не читал – и не поймешь завтра, о чем пишут.
— Я не считаю себя счастливой, — говорит спокойно и негромко. — У меня такие потери: я похоронила дочь, похоронила родителей, похоронила брата. Брат должен был жить, меня моложе. Ровно год прошел – похоронила мужа…
Алла, дочь, в медицину пошла по материнским стопам, став детским психиатром. В 25 лет у нее обнаружили рак, в 27 дочери не стало.
— Химиотерапия нужна была. Я ездила в Москву, уговаривала, все корифеи сказали: никакой химиотерапии. А за рубежом уже лечили, и я эту литературу знала, и поэтому я билась. Повезла в Институт онкологии, лежали в специализированном отделении. Они пробовали новые методы, облучали гипофиз огромными дозами, что они предлагали, я ни от чего не отказывалась. Что можно было – я сделала. Но 30 лет назад был каменный век по сравнению с тем, что сейчас. Сейчас это лечится.
Когда в прошлом году в ресторане отмечали присвоение Любови Михайловне звания «Герой Кузбасса», стало плохо мужу, Игорю Менделеевичу Черноброду. Позднее, уже в больнице, у него случился обширнейший инфаркт, через несколько дней этого яркого и жизнелюбивого человека не стало.
Он был идейным коммунистом, она никогда не вступала в партию, потому что верила в Бога. Он всегда говорил: «Я горжусь тобой». Она говорила: «А я – тобой». Вечерами они могли торопиться на концерт или говорить о прожитом дне, о будущей жизни – нескончаемо. Своих студентов он кормил во время экзаменов шоколадом, чтобы лучше работали мозги.
— Он бессребреник. Очень честный человек. Очень порядочный. Доброжелательный. Очень светлый. Ради друга он готов все с себя снять и отдать. Я таких больше не видела, — она и сейчас говорит о муже в настоящем времени.
А он говорил: «Мы живем 36-й год, а я тебя люблю так же, как в первый день».
— В жизни мне повезло с профессией и что у меня был такой муж. Так что за это я благодарю Господа Бога, — она словно подводит черту.
«Худших всегда большинство» – одна из семи заповедей, приписываемых семи величайшим греческим мудрецам. Заповеди эти выбиты на стенах храма Аполлона, проверены временем, иногда обидны.
Худших всегда большинство. Ну, а дальше зависит от человека, устраивает ли его эта массовка, или все же у него другое предназначение.
И некоторые – их меньшинство – даже становятся лучшими. Ее любимые пациенты – в возрасте до пяти лет. Они искренни, они открыты, они не умеют лгать. Иногда им нужна помощь.
НА СНИМКЕ: Любовь Казакова среди своих Учителей-Коллег.
Фото автора.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс