Столице импонируют наши «Экспонаты»
Завтра в Москве объявят итоги «Золотой маски». Впервые на самом престижном театральном фестивале России участвовали и кузбасские артисты. Спектакль «Экспонаты» Прокопьевского театра драмы состязался в конкурсе сразу по трем номинациям.В нашей стране несколько сотен драмтеатров, но для конкурсной программы экспертный совет отобрал только восемнадцать.
Давайте дружить спектаклями!
«Остановка на Беговой» — это не только станция Московского метрополитена. Так называется дискуссионный клуб, работающий в театре Центр драматургии и режиссуры (ЦДР) Казанцева и Рощина, расположенном на названной улице. Здесь состоялось нечто вроде пролога к показу прокопьевских «Экспонатов» на «Золотой маске». Дело в том, что в афише ЦДР тоже есть этот спектакль. Московские актёры пригласили в гости кузбасских коллег, чтобы поговорить о Новой драме, да и просто «за жизнь».
Столичные театралы имеют о географическом расположении Прокопьевска весьма смутные представления. Модератор дискуссии, к примеру, был уверен, что это где-то на Урале… Москвичей интересовало, как относятся к актёрам в небольшом промышленном городе, где всем мужчинам вроде бы на роду написано в забое вкалывать. Артист Прокопьевской драмы Сергей Жуйков в юности не мечтал о сцене, начинал на заводе. В 90-е, когда с деньгами было совсем туго, собирался уйти из театра на шахту. Но когда слышит упрёки земляков, что он якобы не работает, а только «прикидывается», отвечает: «Отыграть спектакль тяжелее, чем машину с углём разгрузить». А актёр Анатолий Иванов признался, что его очень задевает, когда люди, прожившие в Прокопьевске много лет, даже не знают о существовании в городе собственной труппы. Анатолий убеждает своих знакомых сходить в театр хотя бы раз. И радуется, когда люди следуют его совету.
— Не все спектакли им нравятся, – объясняет Иванов. — Но они понимают, что в театре зрители получают гораздо больше, чем дома у телевизора. Один пожилой шахтёр как-то сказал: «Что мы видели там, под землей? Травмы, смерти и уголь. А приходишь в театр, и ты чувствуешь жизнь… Может быть, видишь её и на улице, но чувствовать начинаешь только в театре».
Любопытно было увидеть в одном зале два состава «Экспонатов» — московский и прокопьевский. Артисты безошибочно угадывали, кто именно исполнил в «параллельном» спектакле ту или иную роль. Главный вывод дискуссии: эта пьеса о конфликте не столько москвичей и провинциалов, сколько двух мировоззрений.
Режиссёр на кухне
К прокопчанам, кстати, в столице отнеслись очень тепло. Показы кузбасских «Экспонатов» проходили два дня подряд – 6 и 7 апреля в Центре им. В. Мейерхольда. И сотрудники центра помогали гостям гораздо больше, чем этого требовала формальная вежливость.
Площадка незнакомая. Из-за технических накладок на репетицию оставалось всего несколько часов. Обычно постановщик «Экспонатов» Марат Гацалов старается не пускать журналистов на свою творческую кухню, поэтому только в Москве я впервые видел, как он работает. Между прочим, отпускает в адрес актёров весьма язвительные замечания:
— Что ты, как Филипп Киркоров: «Все меня увидели?!».
— Тебя нужно поместить в колбу и прикрепить к ней бирку: «Актёрская вялость. Эталон», — это уже другому исполнителю.
— Проснись! Играешь, как в плохом советском кино…
Не берусь судить, действительно ли режиссёр был так разгневан или это только «педагогический приём». Впрочем, ободрять и хвалить Гацалов тоже не забывал. Перед спектаклем прокопьевские актёры испытали весь спектр эмоций: от отчаяния до эйфории.
«Значит, правду говорю!»
Первый показ. Зал битком набит. Публика обосновалась даже в узком проходе между рядами кресел, на балконе над площадкой.
Сказывалось волнение артистов. Впрочем, в спектакле не было ни «актёрской вялости», ни «плохого советского кино». С задачами, которые поставил режиссёр, прокопчане справились.
Накануне фестиваля Гацалов сделал несколько вводов. Бизнесмена Черновицкого теперь играет Анатолий Иванов, роль гопника Паштета исполняет Андрей Щербаков… Правилами фестиваля такие изменения допускаются (в личных номинациях прокопьевские актёры на соискание «Маски» не выдвинуты). Но на сердце было неспокойно. Слишком уж много известно историй про режиссёров, которые накануне фестиваля пытались довести спектакль до совершенства и тем самым просто губили его… Но тревожился я напрасно. Все актёры на новые роли ввелись удачно. Конечно, московский показ отличался от премьерного. Но спектакль, как минимум, не стал хуже.
Однако и без сюрпризов не обошлось. Трагический монолог героини Светланы Поповой в финале – высшая эмоциональная точка «Экспонатов». И во время этой важнейшей сцены зритель, сидевший в одном из первых рядов, неожиданно чихнул. Попова нашлась мгновенно. Не выходя из образа, указала на простуженного рукой:
— Значит, правду говорю!
Секундное промедление или любая другая реакция – и спектакль оказался бы на грани срыва. Театральные критики после спектакля не скрывали восторга:
— Великолепная актриса! Абсолютно свободный человек!
В память врезалась фраза, сказанная о спектакле одной из зрительниц:
— Это правда…
На второй показ пришёл автор «Экспонатов» драматург Вячеслав Дурненков. По его словам, прокопьевский спектакль – наиболее удачный из восьми, поставленных по этой пьесе.
Фестивальная история кузбасских «Экспонатов» на этом не закончена. В мае он примет участие в театральном конкурсе «Радуга», который состоится в Санкт-Петербурге.
Фото автора.