Соцсети:
Актуальное

Судебный марафон завершен.Победили предприниматели

12 апреля 2011 | Газета «Кузбасс»

Три года ОПОРА рассказывала о судебной тяжбе владельцев предприятий малого бизнеса Новокузнецка, боровшихся за преимущественное право выкупа арендуемых помещений. Наконец в этом деле поставлена точка.

Давайте вспомним, как это было. Федеральный закон № 159 о «льготной» приватизации для малого и среднего бизнеса был принят летом 2008 года. Для «малышей» это значило, что если раньше они могли попытаться стать собственниками арендуемых помещений  только через аукцион, причем не всегда эти попытки оказывались удачными, то теперь им было предоставлено «право первой очереди». Для этого требовалось выполнить всего пару условий – арендовать помещение не менее трех лет и все это время без задержек вносить арендную плату. Вот эти вполне невинные оговорки и стали серьезным камнем преткновения на пути реализации закона, призванного помочь малому бизнесу. Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, отказал предпринимателям в преимущественном праве выкупа – у кого-то не хватило нескольких месяцев до заветных трех лет аренды, кто-то был признан недобросовестным ее плательщиком. Одни спорить не стали, а другие не отступили и решили отстаивать свои права в суде. Это швейное ателье «Страта», телеателье «Технологиябытсервис», парикмахерская «Николь», книжный магазин «Планета», протезно-ортопедическая фирма «СоЛюкс», индивидуальные предприниматели И.Н Сокольских, А.С Алимушкина, Е.В. Мамиева.  Во многих из них работают инвалиды. Судились долго, тратили массу сил, времени, здоровья и денег. Ведь четкого критерия – кого можно считать добросовестным плательщиком арендной платы –  закон не содержал.  Местные депутаты даже отправляли в Госдуму запрос – как толковать это положение закона? Но конкретного ответа не получили.

«Как только вступил в действие 159-й Федеральный закон о преимущественном праве выкупа, мы сразу же подали заявление на приватизацию помещения, и нам тут же отказали под тем предлогом, что мы якобы недобросовестные плательщики, – рассказывает Виктор Лимарь, врач-ортопед высшей категории, генеральный директор протезно-ортопедического центра «СоЛюкс», где работают инвалиды и где производится продукция для инвалидов. –  Обратившись в арбитражный суд, мы доказали, что платежи по аренде предприятием осуществлялись надлежащим образом. А в том, что было несколько просрочек, нашей вины нет. Поскольку КУМИ нам договор об аренде представлял спустя 2-3 месяца с начала года, за это время цена поднималась, и у нас образовывалась задолженность. Как только получали договор и видели, что цена поднялась значительно и у нас появился  долг – мы его тут же гасили». Кстати, как рассказал Виктор Иванович, за помещение «СоЛюкса» он бьется еще с 2006 года: «Помещение находится на транспортной развязке, поэтому желающих на него всегда было очень много. И вот иду я, чтобы продлить срок аренды, а мне говорят: будет аукцион на право аренды. В итоге, чтобы получить это право, я доторговался до 2 миллионов рублей. Это я должен был заплатить 2 миллиона, чтобы мне сказали: да, ты можешь арендовать помещение. Но мы-то делаем протезы, мы не водкой торгуем! Я обратился к руководству города, и хорошо, что меня услышали, сказали: работайте как работали, поскольку это социально значимое предприятие. Но этот аукцион выбил меня из колеи очень здорово. А потом появился закон о льготной приватизации, и начались бесконечные судебные разбирательства».

Судебные процессы из-за неоднозначного толкования положений закона стали инициироваться по всей стране. Поэтому летом 2010-го, ровно через два года после выхода закона, в него, наконец, были внесены поправки. Они гласили, что условием предоставления преимущественного права на выкуп арендованного имущества является отсутствие задолженности по арендной плате на момент заключения договора купли-продажи. Кроме того, был снижен с трех до двух лет срок аренды помещения субъектом малого или среднего предпринимательства, по истечении которого предприниматель приобретает право на выкуп арендованного имущества.

Казалось бы, «малыши» наконец-то могут вздохнуть спокойно – их законные права восстановлены, но не тут-то было: стоимость объектов, подпадающих под закон о льготной приватизации, в результате проведенной оценки помещений, которую заказал КУМИ, оказалась для предпринимателей просто неподъемной.

«Тендер на оценку муниципальных помещений, который проводил КУМИ, выиграла компания

«Хардвуд». Наше помещение она оценила в 4 млн. 139 тысяч, — вспоминает руководитель телеателье «Технологиябытсервис» Игорь Богучарский.  – Нам эта сумма показалась серьезно завышенной, и мы обратились в Кемеровское региональное отделение Российского общества оценщиков. Там после проведенной оценки назвали другую цифру –  2 млн. 404 тысячи. Согласно закону об оценочной деятельности, если имеются две альтернативные оценки на одно и то же помещение, точку может поставить суд. Туда мы и обратились. Суд назначил независимую экспертизу. Была произведена еще одна, уже третья, оценка по всем требуемым для суда критериям, и окончательная сумма получилась 1 млн. 900 тысяч. Она нас вполне устроила. Судебное решение уже вступило в силу. На данном этапе мы ведем подготовку документов для регистрации прав собственности на помещение».

Похожая история и у компании по пошиву рабочей одежды «Страта». Сначала, как и все, она отстаивала право преимущественного выкупа, потом – справедливую оценку стоимости помещения. Отстояла. Теперь руководство компании  занимается оформлением помещения в собственность. «За прошедшие три года мы столько денег на все эти судебные тяжбы потратили, столько нервов попортили! А ведь всего этого можно было избежать, если бы был хоть какой-то диалог с исполнительной властью, если бы создали согласительную комиссию, где можно было все проблемы решить самим, не загружая суды. Но этого не случилось, – досадует директор ООО «Страта» Нина Шуклинова. –  За эти три года, что шли суды, компания потеряла четверть своего персонала. Прием на работу был прекращен из-за неопределенности дальнейшего развития событий, кто-то за это время ушел с предприятия по личным причинам. В результате численность швейной мастерской сократилась с 60 до 45 человек».

«Кто нам на всех этапах судов серьезно помогал, так это Совет народных депутатов, в том числе его председатель Валерий Нефедович Нефедов, депутаты Сергей Федорович Еремин, Андрей Николаевич Кузнецов, союз ветеранов Афганистана. Без их помощи мы бы не справились, – говорит директор телеателье «Технологиябытсервис» Игорь Богучарский. –  Но хорошо, что все позади, сейчас оформляем документы на право собственности, начинаем вносить платежи, заниматься ремонтом помещения – раньше-то в ремонт по-серьезному не вкладывались, потому что каждый год нужно было заключать договор аренды, и неизвестно, перезаключат тебе его или нет. Полгода затратишь на ремонт, а еще через полгода помещение продадут или арендную плату поднимут. А сейчас есть уверенность, что мы здесь надолго. Вот уже и окна пластиковые поставили, будем потихоньку благоустраиваться. Это приятные хлопоты».

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс