Освоение Нового Урала
Некогда оживленная деревня Новый Урал в Новокузнецком районе более полутора десятков лет назад начала постепенно «затухать». Оживала она только летом, с появлением в этих живописных местах дачников. Однако в последнее время сюда стали переезжать горожане. Причем оседают здесь основательно, разводя скот и домашнюю птицу. Из таких первых городских переселенцев — Валентин Флеглер и его жена Ирина Бредихина.
В деревню! В глушь!
50-летний Валентин Александрович прошел Афганистан, получил там ранения и контузию. И это до сих пор отражается на его здоровье. «С некоторых пор в городе мне жить стало тяжело. Пришлось искать деревенские выселки, где были бы тишина, покой и свежий воздух. Живу сельскими заботами уже не один год, привык. Приезжаю в город и начинаю чахнуть: два-три часа городской жизни – и сильные головные боли тут как тут. Так что я из деревни невыездной», — рассказывает Валентин Флеглер, по профессии сварщик, имеющий личное клеймо как отличительный знак мастера. Долгое время он жил в Казахстане, где работал в американских фирмах. Потом решил вернуться в родной Новокузнецк. «А теперь я – настоящий крестьянин!» — говорит не без гордости. Друзья по случаю переезда в деревню подарили супругам соответствующий подарок – козленка. Потом семья прикупила козу, затем ещё одну. Наконец, настал черед и для приобретения коровы… Сегодня у них четыре дойные козы, пять козлят, корова Жданка, телята, куры.
В городе Ирина Михайловна, технолог сварочного цеха одного из городских предприятий, нашла любителей настоящего деревенского козьего и коровьего молока. И теперь на своем автомобиле развозит его клиентам, количество которых постепенно растет. Так что и она решила поменять свою городскую профессию на крестьянскую. Тем более что заказы на предприятии сворачиваются, зарплата падает… Сегодня в Новокузнецком центре занятости Ирина оформляет документы: семья решила стать фермерами-предпринимателями.
Заняться предпринимательством в прошлом году в Новокузнецке решились более 470 человек. Причем половина из них – женщины. В общей сложности они создали около тысячи рабочих мест. Специалисты отмечают, что среди нового «отряда» представителей малого бизнеса немало сугубо городских жителей, которые занялись разведением мелкого и крупного рогатого скота, пчел, домашней птицы и кроликов.
Золотая «Жар-птица»
Одно время Валентин и Ирина решили сделать упор на птицеводстве. Но вскоре выяснилось, что разводить и содержать кур на продажу невыгодно. Мешок комбикорма в последнее время стоит более пятисот рублей, так что яйца от кур, питающихся такими кормами, получаются поистине «золотыми». Оставили хохлаток лишь для себя, на личное пропитание. С пчелами тоже оказались, как говорит Валентин, «в прогаре». Мало того, что в прошлом году медосбора не было, так ещё и пчелы погибли. С козами и коровами, правда, тоже немало хлопот. Ещё и потому, что, выходя на вольный выпас, иногда они забредают на огороды дачников, которые не привыкли в этих местах огораживать свои сотки заборами. Одни в корову вилы воткнули (дело чуть до суда не дошло), другие пообещали животное пристрелить…
Тем не менее, на это лето у семьи грандиозные планы. Вместо избушки-развалюшки, которую они купили года три назад, решили построить добротный дом. Благо, лесопилка под боком, со стройматериалом проблем не будет.
Нет места для скуки
— Мне жить в деревне нескучно, — утверждает Валентин, который даже корову научился доить. – Работы здесь завались. И это хорошо. Молоко, яйца есть. Хлеб, если надо, испечем… Нет, лично для меня в деревне жить намного экономней и удобней.
Нескучно ещё и потому, что круг соседей постепенно разрастается. Ещё одни городские жители прикупили по соседству старый деревенский дом, каждый по половинке. И тоже, говорят, попытаются развести домашнее хозяйство.
Страшатся новые переселенцы только одного. Живописное пространство вокруг деревень – Алексеевки, Ананьина, Апанаса и Нового Урала начинает постепенно сужаться. Эту территорию «подгребают» под себя угольные разрезы. У угольщиков же, как считают местные жители, варварское отношение к недрам. «Как бы эти добытчики наши поля и леса в пустыню не превратили. А в пустыне, когда был в Казахстане, я уже нажился. С меня хватит. Хочется сады развести. И на цветущей и плодоносящей земле, сколько там тебе ещё отпущено, пожить.
Татьяна ШИПИЛОВА.
Фото Ярослава Беляева.
Новокузнецкий район.