УГОЛЬно-уголовное дело
Если в 2004 году объем незаконной угледобычи в Кемеровской области доходил чуть ли не до 1 процента от всего «черного золота», выдаваемого в регионе на-гора, то сейчас эту цифру удалось сократить в сотни раз.Хотя о полном сведении ее на нет речи, к сожалению, пока еще не идет.
Лишнее свидетельство тому – ликвидация очередного нелегального угольного разреза в Новокузнецком районе. Он действовал в Бунгуро-Чумышском геолого-экономическом районе, близ поселка Листвяги, на территории нераспределенного земельного фонда. Бочки с топливом и вагончики для отдыха «персонала» – все это говорило о том, что добыча угля велась здесь не одну неделю. Кстати, так называемых «черных углекопов» ловят в этих местах с завидным постоянством. В этот раз, чтобы задержать не только рядовых исполнителей, но и непосредственных организаторов незаконного бизнеса, оперативникам вначале пришлось некоторое время следить за их деятельностью и лишь потом поймать, как говорится, «за руку».
Как установили сотрудники оперативно-разыскной части №1 по линии борьбы с экономическими преступлениями областного ГУВД, добыча угля на незаконном разрезе длиной свыше 700 метров велась круглосуточно. Задержанные здесь рабочие убеждали оперативников, что не знают личности работодателя. При этом оказалось, что кое-кто из водителей тяжелой техники по разным причинам был лишен прав на управление транспортом…
Нелегальные угольщики, личности которых установлены, сумели организовать не только добычу топлива, но и дальнейший сбыт: вначале уголь вывозился на сортировочные комплексы, а потом продавался через аффилированные организации, в том числе и за пределы таможенной границы России. Полностью эту цепочку должно выявить следствие.
В результате проведенной операции полицейские задержали целую бригаду «черных копателей», изъяли три экскаватора, бульдозер и несколько грузовиков, а также полторы тысячи тонн угля марки Т (такой уголь используется главным образом на электростанциях). По предварительным оценкам Росприроднадзора, всего здесь было нелегально добыто более семи тысяч тонн угля. В настоящее время сумма ущерба, причиненного государству, устанавливается. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 171 Уголовного кодекса РФ («Незаконное предпринимательство»).
Нередко, чтобы не прикладывать особых усилий, «черные углекопы» ведут свой теневой бизнес в старых выработках ранее ликвидированных угольных предприятий или поблизости от легально действующих разрезов. Совсем недавно такой теневой промысел был ликвидирован полицейскими неподалеку от Киселевска. За этим местом оперативники следили несколько дней: вначале там появилась тяжелая техника, потом начались вскрышные работы. Когда через пару дней с территории нелегального разреза выехал первый грузовик с углем, он был задержан сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Во время проведения спецоперации на месте нелегальной угледобычи были обнаружены несколько единиц тяжелой техники, в том числе экскаватор и погрузчик. Люди, задержанные на нелегальном разрезе, уверяли полицейских, что якобы даже не догадывались о своих незаконных действиях. По информации пресс-службы областного ГУВД, организатором незаконного угольного промысла стал житель города Киселевска. Предварительные подсчеты показывают, что «черные копатели» могли добыть около 4000 тонн топлива. Но не сложилось, и теперь их ждет уголовное преследование.
Вообще говоря, в последние годы тактика так называемых «черных копателей», варварски извлекающих уголь из кузбасских недр, все чаще напоминает набеги. Во многих случаях топливо добывается в местах уже вскрытых пластов лишь несколько дней, после чего бригады углекопов вместе с техникой перебазируются на другое такое же место.
Как говорят оперативники управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Кемеровской области, за последние годы совместными усилиями кузбасских властей, правоохранительных органов, налоговых и природоохранных служб удалось значительно сократить количество незаконных разработок недр – с десятков до считанных единиц. И если, например, еще в 2004 году объем незаконной угледобычи в Кузбассе доходил чуть ли не до 1 процента от всего добываемого в регионе «черного золота», то сейчас эта цифра сократилась в сотни раз. Хотя о полной ее ликвидации речи, к сожалению, еще не идет. Поэтому такие мероприятия по декриминализации угольной сферы будут продолжаться и впредь. Тем более, что за так называемыми «угольными делами» нередко стоят запутанные схемы более серьезных экономических преступлений.
Естественно, не останутся без контроля со стороны силовиков и легальные угольные предприятия. При этом немалая роль в декриминализации топливно-энергетического комплекса отводится тесному сотрудничеству с собственниками угледобывающих предприятий и службами безопасности угольных компаний. Такой подход позволит более оперативно выявлять «болевые точки» угольных предприятий и совместными усилиями искоренять причины, способствующие преступлениям в ТЭК.
Фото пресс-службы ГУВД по Кемеровской области.