До воды: доводы
28 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
В Чебулинском районе снег только начал таять. Но подготовка к паводку идет здесь полным ходом.
Окунулись за окунями
В селе Алчедат протекает небольшая речка с таким же названием, но отыскать ее русло мы смогли только по рыбакам, сидящим с удочками возле лунок. Вместо реки – снежное поле: под белым покровом не видно даже берегов. Улов у встреченных нами рыбаков был небольшой — с десяток окунишек. Оказалось, сами мужчины рыбу есть не любят, а вот рыбалку уважают, особенно весной.
— Трактор еще по реке свободно ездит, лед около метра, — объясняет житель Алчедата Александр Карпов. – До середины апреля смело можно рыбачить.
Прошлой весной паводок в селе был небольшим: вода зашла только в огороды, не добравшись до хозяйственных построек. А большое половодье пришлось пережить два года назад. Тогда на реке Кии образовался затор, и разлилась она до Алчедатской речки. Затопило несколько улиц.
— Только в сапогах болотных можно было выйти из дома, — рассказывает Василий Максимов. — Затопило подполье, полы в стайке, в бане. Вода мигом прибыла, буквально за час или два. Тут и зароды сена плыли, и доски, все плыло кругом. Сейчас у нас уже ходят сотрудники администрации, даже сам глава сельской территории, предупреждают об опасности под роспись, разъясняют, как действовать. Мы дом раньше страховали, а сейчас нет. Волокиты много. Как до выплат доходит дело – ничего не добьешься.
У комиссии на контроле
Кабинет начальника отдела ГО и ЧС администрации Чебулинского района Владимира Вайкутиса переполнен людьми. Областная межведомственная комиссия вернулась из рейда: осматривали объекты предполагаемого подтопления, проверяли готовность всех служб района к пропуску паводковых вод.
— Проверили три затороопасных участка на реке Кии в районе населенных пунктов Чумай, Алчедат и Шестаково, — поясняет заместитель начальника ГУ МЧС России по Кемеровской области, полковник Евгений Дедюхин. — Торосов в Чебулинском районе нет. Толщина льда от 75 до 90 сантиметров, снега на реке от 10 до 20 сантиметров. В этом году толщина льда и снежного покрова наполовину меньше, чем прошлой весной, тогда доходила до 1,4 метра. Чем толще лед, тем больше вероятность образования заторов. К тому же в последние годы реки мелеют, острова наносные появляются, они задерживают лед.
Если заторов избежать все-таки не удастся, лед на реке будут взрывать. На этот случай у муниципалитета заключен договор с ООО «Кузбасспецвзрыв». В полной «боевой» готовности и техника ГУ МЧС Кемеровской области.
В Чебулинском районе в предполагаемую зону подтопления попадают 135 домов, в которых проживают 344 человека. Шесть пунктов временного размещения будут находиться в школах, домах культуры и детских садах. В них пострадавшим от паводка окажут медицинскую помощь и накормят горячим обедом.
— Создаются бригады для помощи людям, — рассказывает Владимир Вайкутис. – Старикам, которым трудно поднять картофель из погреба, будем помогать. На каждой сельской территории действуют комиссии. Личный состав участвующих в противопаводковых мероприятиях – 168 человек. Это и сотрудники МВД для охраны общественного порядка, и работники медицины, торговли, общепита. В районе созданы резервы финансовых средств, материальных ресурсов. В службе ЖКХ формируются аварийные бригады. В экстренных случаях на помощь могут прийти оперативная группа и поисково-аварийный отряд МЧС, которые базируются в Мариинске.
Сегодня готовятся к паводку в каждой сельской территории района: вывозят снег, чистят водоотводные каналы, кюветы, сточные трубы. Когда становится особенно сложно, помогают и сами жители. Например, директор территориального фонда ОМС Сергей Климов каждый год на своей моторной лодке перевозит людей с одного берега на другой. Для этого специально берет очередной отпуск весной.
— Мне это нетрудно, — объясняет свою «добровольческую» деятельность Сергей Климов. — В прошлом году на Кии спас женщину. Вытащил тонущую из воды, сделал ей искусственное дыхание и массаж сердца. Но это было летом. В паводок не приходилось спасать, только с берега на берег доставляю людей и продукты. Вода, особенно когда на ней лед, конечно, опасная, но у нас есть жилеты, спасательный круг.
Страхи страхования
Весна – время активной работы и страховых агентов. В Чебулинском районе действуют три страховые компании. Но тех местных жителей, кто заранее заботится о своей недвижимости, оказалось не так уж и много, всего 25 хозяев. Пятерым из них выделены деньги из местного бюджета, еще 50 человек застрахуют свое имущество за счет областных средств. Оставшиеся 40% жителей не спешат, а кто-то и вовсе не желает страховать имущество, считая это «разводом на деньги». В местном отделении компании «Росгосстрах», которая, по словам самих сотрудников, занимает 80% рынка страхования имущества в Чебулинском районе, нам пояснили, что агенты бывают в каждом населенном пункте. И не отрицали, что порой их работой люди бывают недовольны, но причины объяснили уже по-своему.
— На сегодняшний день мы застраховали имущества в нашем районе на 130 тысяч рублей, — поясняет менеджер агентских групп страхового отдела ООО «Росгосстрах» п. Верх-Чебула Ольга Вострикова. — Страховые случаи бывают каждый год. В прошлом году семье в селе Шестаково выплачивали, у них пострадали от паводка хозяйственные постройки, и еще одному жителю, у которого пострадал дом. В Алчедате мужчине два года назад выплатили 15 тысяч рублей, бабушке одной тысячу рублей. Это, конечно, немного. Но ведь все зависит от того, на какую сумму они застраховали свое имущество. Застраховала бабушка дом на 10 тысяч, вот и получается, что по ее ущербу всего тысяча рублей выплачена. Вообще это их право, мы любую сумму можем посчитать. Кто дорожит своим имуществом, тот застрахует. Но у многих просто нет денег, нет работы. Я сама ездила, в селах в основном живут пенсионеры и те, кто в центре занятости стоит.
Список документов на выплату страховой суммы не так уж и велик. Требуется представить заявление, справку из администрации о происшествии, паспорт, документы на право собственности и лицевой счет, на который компания перечислит деньги. Они поступают через 10 дней с момента сдачи пакета документов. Ольга Вострикова говорит, что не выплачивать страховые суммы компании просто невыгодно: «Если не выплатим, на следующий год никто не застрахуется». Звучало убедительно, но в реальной жизни, как показывает практика, все складывается не так уж и гладко.
Убедиться в том, что агенты страховых компаний активно работают в селе Алчедат, мы смогли, зайдя в ближайший к реке дом. Пожилая женщина рассказывала о паводке, но тут вышел ее муж, увидел нас и рассердился: «Опять страховые агенты пришли?» и захлопнул ворота.