Соцсети:
Актуальное

Плата за действие

22 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
Горнолыжные трассы в Чебулинском районе, «сноутюбинг-парк» в Мариинске – эти места отдыха, созданные в начале зимы предпринимателем Валерием Малышевым, стали очень популярными на севере области. Уже к концу сезона в стартапах появился и ощутимый доход. Однако сегодня один из бизнесов продается. ОПОРА, первой рассказавшая о Малышеве и его проектах, выясняла причины неожиданного поворота событий.
За валом маржи
— Что, Валерий Сергеевич, планируете продать и кому?
— Не продать, а передать, продать-передать (улыбается) «сноутюбинг-парк» какому-нибудь мариинскому предпринимателю. Если продавать, то с учетом  доходности он стоит 3 миллиона, а моя цена — 500 тысяч рублей.
— Мариинцы в восторге от катания на «плюшках», то есть сноутюбах, с горы. Ранее ничего подобного в районе не было. Наверняка вы вложили в проект немалые средства?
— Он обошелся мне примерно в миллион рублей. 50% из них я занял у частного лица под определенный процент, еще 50% — мои личные средства, которые были запланированы на чебулинский проект. Помогла и администрация Мариинского района: техникой для расчистки склона, строениями под прокат инвентаря и кафе (но им занимается другой предприниматель). Если такой проект изначально одному взять и построить, он обойдется, по самым скромным подсчетам, в 3 миллиона, это если не брать во внимание инженерно-геодезические изыскания. И опять же, смотря как строить. Можно и 4 миллиона затратить. Но если пытаться предпринимать что-то, будет гораздо дешевле. Например, сделать подъемник самому, а не покупать у крупного производителя (это 950 тысяч стоит), что я и сделал. Правда, потребовалось еще разработать технические условия для сертификации.
— А отдача какая?
— Проект рабочий, доходный и окупаемость его — максимум сезон нормальной работы, при условии правильной организации. Сезон даст примерно миллион рублей чистой прибыли.
— Разве такой бизнес не нужен вам?
— Главное, там нужно быть самому, смотреть за всем, а сегодня я разрываюсь между двумя проектами. Проанализировал: все-таки то, что есть на самом деле, и то, что мне работники подают в отчетах, – большая разница. Нужен контроль. Если его нет — доходы, конечно, совсем другие. Люди, к сожалению, не привыкли хорошо работать, привыкли хорошо воровать.
Утром — «плюшки», вечером — деньги
— Миллион прибыли — это планы, а что на самом деле?
— В день, получается, от 60 до 200 «плюшко»-часов. В работе сейчас 35 сноутюбов. Стоимость проката — 150 рублей в час. Количество людей меняется в зависимости от погоды, ну и идет со временем по нарастающей. В первый полный рабочий месяц, февраль, горка дала порядка 150 тысяч рублей прибыли, но из них 70 тысяч ушло на зарплату 6 работникам за предыдущие месяцы. В декабре, когда разравнивали грейдерами склон, шел снег, в январе работы закончились, наступили морозы. Получается, мы зашли на голую землю, и мне пришлось платить людям, чтобы на гору возили снег со всей округи.
— И как часто бывают непредвиденные расходы?
— На прошлой неделе плюсовая температура была, потом резко — минусовая, надо было поймать этот относительный ноль, чтобы ледок с горы снять. Если его не измельчить, то снег на нем уже не задержится. Поэтому мы каждый час следили, чтобы не заледенела трасса для сноутюбинга. И в Чумае точно так же. Эту работу людям надо оплачивать. На бензин опять же затраты. Каждый день пробежка от Верх-Чебулы до Арчекаса, туда и обратно – 90 километров. Еще мне надо добраться до горы в Чумае (в Чебулинском районе), т.е. 250 километров в день получалось. За февраль два снегохода тонну бензина съели. Сначала еще «плюшки» пытались брать дешевые, по 600 рублей, но их не хватало на день работы, рвались и приходили в негодность, поэтому покупали более прочные за 2 — 4 тысячи рублей.
— Это тоже причины, по которой вы хотите расстаться со своим детищем?
— Не хочу расставаться, но хочу, чтобы он действовал. Не могу тянуть два проекта, — это первый фактор и самый главный. Летом на горе в Чумае много работы, надо поставить два подъемника, построить помещение под визит-центр, на первом этаже сделать прокат, на втором — гостиничные номера. Сегодня на горе есть небольшое помещение только под прокат инвентаря. Если сопоставить значимость проектов, то перспективней для меня работа в Чебулинском районе. Это уже не пригородная горка выходного дня, сюда и из соседних областей приезжают. Снимают жилье в Верх-Чебуле, в Мариинске, чтобы 2-3 дня откататься.
— Зачем тогда принялись за реализацию мариинского проекта, на что рассчитывали?
— Осенью прошлого года начал строить трассы на горе за Чумаем. Потом в администрации Мариинского района мне предложили реализовать какой-нибудь проект у них на Арчекасе и уверили, что я смогу принять участие в областном конкурсе грантов. Чтобы время не терять, начал делать, вкладывать свои средства в новый проект. Рассчитывал, что, когда грант выиграю, деньги возвратятся туда, откуда я их взял. Друзья советовали по таким правилам с администрацией «не играть». Но, видя энтузиазм главы района, подумал: «Есть же все-таки люди на земле!» А с начала года все изменилось: в области приняли решение: распределение грантов передать в муниципалитеты. Обратился в центр поддер­жки предпринимательства: «Смогу ли я, как предприниматель из соседнего района, теперь у вас получить грант?» Мне ответили: «Нет». Но не бросишь же проект, потому довел его до ума…
Чумовая перспектива
— Есть ли будущее у вашего проекта на Арчекасе?
— На севере Кузбасса у него нет альтернативы. В начале марта на Арчекасе проходили областные соревнования  лыжников. Люди спортивные, но были удивлены: «Как интересно: практически в черте города  — вечером приехали семьей, покатались». Горожанам пассивный отдых больше нравится, поэтому плюшки всем по душе: съехал с горы, наверх тебя подъемником затянули… Уверен: этот проект живуч, ему минимум 8 лет еще действовать. Но, мне кажется, зря на Арчекасе собрали предпринимателей, которые пытаются одни и те же услуги оказывать. Там должен быть либо один хозяин, либо у каждого свое направление, чтобы не пересекаться, а иначе будет конфликт.
— Но это же конкуренция…
— Это не конкуренция, а обезьянничество. Если я поставлю лыжную базу, как у другого предпринимателя, который на Арчекасе работает, тогда ему нечего будет делать. Но я этого не сделал и не буду делать. Каждый бизнес в этой зоне, должен что-то свое отдыхающим предлагать. Чем больше будет услуг, тем больше денег оставят там люди.
— Кто имеет право вмешиваться в деятельность предпринимателей? Власть может только рекомендовать.
—  Пусть рекомендовать. Только более конкретно. Если есть цель создать загородную зону отдыха, то надо смотреть, что там делается, чтобы предприниматели не дублировали друг друга, а иначе ничего хорошего не получится.
— А если вы не найдете покупателя?
— Найдется предприниматель. Дал объявление в газете — звонков много… Если нет, вынужден буду развивать проект дальше. На лето там можно поставить родельбан — подобие американских горок.
— Чем же перспективней для вас гора в Чебулинском районе, если в Мариинске еще столько возможностей?
— Чумайский проект неограничен, там можно 20 лет развиваться. И он будет сам себе зарабатывать день­ги на развитие. В этом году до 100 человек в выходные приезжали. Сейчас с подъездной дорогой проблемы. У меня техники нет, поэтому трактор для расчистки нанимаю, плачу 8 тысяч рублей. Добраться до Чумая легко, там асфальт, а вот на километре дороги к самой горе снег проваливается. Пока все в плачевном состоянии, хотя мы официально открылись. В этом году успели только две трассы подготовить. Прокат есть, но закупил всего пять пар лыж, многие приезжают со своими. Трассы хорошие, мягкие, ухоженные. Протяженность одной — 760 метров, второй — 820, перепад высот 160 метров. Все сделано, чтобы отдыхать. Не скорость главное, а чтобы человек приехал, покатался с удовольствием, подышал в лесу чистым воздухом. Больше 150 чебулинцев уже встали на горные лыжи. Они теперь по выходным не пиво и водку будут пить, а приедут сюда. Некоторые говорят: «На Шерегеше лучше, чем у тебя». Отвечаю: «Ребята, в Куршевеле лучше, чем на Шерегеше». Но многим гора нравится, из Омска семейная пара приезжала дважды, из Ачинска отдыхают разные компании, из Кемерова приезжают 5-6 машин. При этом я еще нигде не рекламирую Чумайскую горку. Поэтому своя ниша и потенциал у проекта есть.
— Какие здесь затраты?
— Вы лучше спросите, сколько еще денег надо. Подъемник стоит от 8 до 12 миллионов, хороший — 25. Есть чисто коммерческая точка зрения: можно взять  гору кредитов, запустить проект, а на другой год вас банки возьмут за определенное место и ничего не останется. А можно потихоньку развиваться и через 5 лет гора будет давать прибыль. Если в этом году поставлю даже один подъемник и проведу рекламную кампанию, то и это принесет хороший доход. Многие, правда, сомневаются, что выгодно в отдых вкладывать деньги. Но если так подходить к бизнесу, то у нас, кроме ларьков и торговых центров, ничего не будет. Хотя у меня были знакомые, которые даже в торговле разорялись. Прин­цип в чем? И в Чумае, и в Мариинске – все это сфера услуг: вложил, потом эти деньги тебя кормят, а когда они «отобьются», это уже дело времени.
— Где возьмете средства на развитие проекта?
— Предпринимать буду и зарабатывать.
Расспрашивала
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс