Скоро в поле
21 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
Валентин Петров, директор ЗАО «Ударник полей», констатирует: нынче на обновление техники хозяйство затратит даже не в десятки – в «двадцатки» (его словечко) раз средств больше, чем в прошлом году. Было – полмиллиона рублей. Теперь – гордо перечисляет – к посевной закуплены два новеньких «Кировца» по 420 лошадиных сил, прикатывающие катки для рапса, кукурузная сеялка, тяжелая борона – и так далее, список немаленький. Только на «Кировцы» да борону, к примеру, затрачено двенадцать миллионов!
Проблем, по Петрову, и сегодня предостаточно. Это цена на электричество, выросшая для хозяйства более чем втрое; рост стоимости «родного» энергоносителя – угля; весеннее обострение интереса госавтоинспекции к машинам, которые торопятся привезти с «Азота» удобрения (тотальные проверки и штраф за… отсутствие противогаза!) – список можно продлить… Но главное в том, что на зерно есть цена, и «Ударнику полей» есть на что сеять.
Попробуем вспомнить, что было год назад.
Весна для кузбасского агропрома – да и сибирского тоже – сложилась вполне трагичной. Невостребованный урожай 2009 года, цена на зерно, упавшая ниже его себестоимости. Мало того, даже по бросовым ценам оно никому не было нужно. Нечем рассчитываться за кредиты, не подо что брать кредиты новые, не на что покупать технику, запчасти, горюче-смазочные материалы, семена. Всеобщая уверенность, что цены не будет как минимум несколько лет…
Да, к прошлой посевной хозяйства практически не покупали новую технику. Вопрос стоял уже не о развитии – о сохранении «нажитого непосильным трудом». Кузбасс, много лет трудно увеличивавший посевные площади под зерновыми (в 2009-м они достигли 748 тысяч гектаров), в 2010-м резко их сократил: зачем нести издержки, зачем выращивать урожай, который не будет востребован?
И вдруг – проблемы на мировом зерновом рынке, засуха и неурожай в России, пустеющий интервенционный зерновой фонд, как следствие – рост цены на зерно продовольственное и зерно фуражное…
В 2010-м Кузбасс практически не покупал сельхозтехнику. Значит, сеять, обрабатывать, убирать пришлось не только на тракторах-комбайнах, приобретенных за последние годы, но и на списанных, вставших в строй вместо некупленных: с потерями, огрехами, поломками, нервотрепкой.
Потерянный для развития год. Потерянные десятки тысяч гектаров. Невыращенный хлеб.
Нынче, по данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности области, село старается наверстать упущенное: в область поступили и вот-вот поступят 78 тракторов, в основном тяжелых, для ведения весенне-полевых работ; 25 автомобилей типа «КамАЗ»; 29 зерноуборочных комбайнов, в основном импортных; 4 кормоуборочных комбайна, 30 единиц почвообрабатывающей техники; 7 посевных комплексов; 8 опрыскивателей; 5 картофелеуборочных комбайнов… Список не полон: время пока есть.
Владимир Артамонов, первый заместитель начальника департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, почем зря костерит тех, кто в прошлом году сократил посевные площади, и озвучивает задачи: увеличить посевные площади под зерновыми по максимуму по отношению к 2010 году – хотя бы до 700 тысяч гектаров. Предпосылки налицо: цены на зерно, по мнению аналитиков, обречены расти. Да и вообще – «эра дешевой пищи» закончилась, об этом кто только не твердит…
— Весна, — не изменяя своим многолетне-весенним прогнозам, предсказывает Артамонов, — неизвестно какая будет, но ожидается ранняя. На днях был в Тисуле – очень не понравилось. Лежал снег, а тут под весну дунуло, и поля голые, все снесло. Дождик побрызгал, где стерня – снежок есть, где зябь или черные пары – земля голая. И она будет голой три месяца, продуваться, сохнуть, вымерзать, плодородие будет уносить. Там аэродинамическая труба, там так всегда… После дождя корка образовалась. Вечером едем – лиса чешет по полю и не проваливается. А там озимые наши дышат, эта корка может повредить им…
Озимых, к слову, Кузбасс вместо 28 тысяч гектаров посеял 22. Причина – в области нет переходящего фонда семян озимых культур, сеют семенами свежего урожая. В 2010 году по погодным причинам вегетация затягивалась, хлеба стояли зеленые до сентября. А озимую рожь надо сеять в августе. Вот и случилась дилемма: то ли сеять, но недозрелыми семенами, то ли вообще не сеять, потому как упущены сроки. Итог – сокращение посевных площадей. …
Семена – это отдельная больная тема. Сплошь и рядом хозяйства засевают поля «мусором» третьих-четвертых репродукций слабой всхожести, зараженным болезнями. Это при том, что семеноводческие хозяйства наготовили хороший семенной материал, который по невостребованности пойдет на корм скоту или, в лучшем случае, на хлебопечение. И это в то время, когда субсидии на приобретение элитных и суперэлитных семян составляют из федерального бюджета 3700 рублей на тонну и из областного бюджета еще 2100 рублей. Элита в Кузбассе стоит около 18 тысяч рублей, минус 6 тысяч – за 12 тысяч можно взять элитных семян (фуражная пшеница «достает» сегодня в цене до 8 тысяч).
Азбучная истина: качественные семена – одна из составляющих хорошего урожая…
Еще одна тема — минеральные удобрения. 15 тысяч тонн удобрений, оплаченных областным бюджетом, селяне с «Азота» в основном вывезли. По льготной цене, которая значительно ниже, чем для соседних регионов, можно приобрести еще столько же, ан не тут-то было: денег жалко. Но еще в прошлом году субсидии из федерального бюджета на удобренную посевную площадь составляли около 40 процентов стоимости приобретенных удобрений. В итоге их реальная цена получается 3,5-4 тысячи рублей за тонну.
Снова истина, которую, правда, даже повторять неловко: без удобрений нечего рассчитывать на приличный урожай…
Кстати, по расчетам Валентина Петрова, «Ударник полей» активно тратится и на технику, и на удобрения, и на племенных животных, получает из бюджетов разных уровней от трех до десяти миллионов рублей дотаций в год. Вполне реальная помощь тем, кто вкладывается в развитие…
Среди агротенденций – снижение интереса к «чисто русской забаве» – посадке-копке картофеля, а также мода к выращиванию на дачах не морковки-лука, а газонной травки да цветочков. Для сельхозтоваропроизводителя это, конечно, в радость: он пробует новые культуры, развивается, осваивает освобождающийся сектор агрорынка, пытается считать будущие прибыли. А город вполне по-европейски или по-американски пробует разделить бизнес и отдых, закупая для дач не штыковки и верхонки, а газонокосилки и шезлонги.
Скоро в поле. Прогнозы для селян, если сравнивать с прошлым годом, вполне оптимистичны, урожай-2011 будет востребован, только вырасти его.
Правда, это тоже истина, не зависящая от того, как складывается конъюнктура зернового рынка: к смерти готовься, а поле засевай.
Но она, эта истина, не только об урожае…
10.07.2011 в 01:44
всем работягам привет
Ответить
24.03.2011 в 15:10
Не хватает техники на полях. Опять урожай погубим уже на корню. Нет техники — нет урожая, нет заказов у тракторостроителей. Кировский знаменитый взять. Выпускали в советское время по 100 тыс. тракторов. Сейчас такая цифра всей россии может только сниться.
Ответить