«Некрасивых у нас нет!»
В Государственной филармонии Кузбасса при полном аншлаге прошел концерт государственного академического русского народного хора имени Пятницкого.
Большим туром по России прославленный коллектив отмечает свое 100-летие. Дата рождения хора – 2 марта 1911 года. Именно в этот день лучшие певуны центральных губерний России, собранные великим знатоком русского певческого искусства Митрофаном Пятницким прямо «от сохи», из деревень и сел, выступили в Москве, на сцене Благородного собрания.
И много лет потом хор существовал именно в таком режиме: пришли, выступили – и разошлись по своим деревням. Сегодня хор Пятницкого – прославленный коллектив, увенчанный самыми высокими наградами, по праву носит звание «достояние России». Между прочим, в его составе – пятеро вокалистов из Кузбасса. Накануне концерта в Кемерове художественный руководитель хора, народная артистка России, профессор Александра ПЕРМЯКОВА ответила на вопросы журналистов.
-Александра Андреевна, сейчас в моде «псевдонародные» русские песни – все эти ансамбли типа «Золотое кольцо»… Ваш же коллектив начинал с подлинного, аутентичного фолка. Какова ваша философия русской песни? На чем вы предпочитаете строить репертуар?
— Я служу в хоре более 40 лет, с 1989 года – его руководитель. И долгое время до меня (все 50-е, 60-е, 70-е годы) основу репертуара составляли авторские песни. После 1929 года хор попросту бы не выжил, если бы остался на позициях, заданных Митрофаном Ефимовичем Пятницким. Ведь уже тогда начались публикации в прессе про то, что «нам не нужен хор, который поет песни кулацкой деревни». Тогдашний руководитель хора Виктор Григорьевич Захаров сделал великое дело, насытив репертуар советскими песнями собственного сочинения, которые стали поистине народными. Да, они отвечали на злобу дня: коллективизация – значит, «Прокати нас, Петруша, на тракторе». Электрификация — «Загудели, заиграли провода…»
Творчество – это живой процесс… Но нас выручило то, что в хоре бережно сохраняется все: архивы, записи, фотографии. По первым афишам, по рецензиям можно понять, какую философию исповедовал наш отец-основатель. «Лирические сцены «За околицей», «Проводы в рекруты» — уже понятно, что тут не только звучат песни, тут разыгрывается настоящее театрализованное действо. Вот так мы стараемся строить и нашу сегодняшнюю работу: давать зримый образ песни. Было время, когда я принесла найденную мной в архивах «Молодую канарейку», записанную в Воронежской губернии, старожилы хора скривились: мы, мол, восьмиголосие поем, а тут какая-то простенькая «канарейка». Но я считаю, только возвратом к истокам, к подлинной народности можно восстановить интерес к русской песне. Это процесс не одного дня, на это уходят годы.
В мегаполисах сегодня бесполезно говорить о возвращении интереса к народной песне: он утрачен безвозвратно. Молодежь растет совсем в иной субкультуре. Если еще пять лет назад на вопрос, какие русские народные песни вы знаете, москвичи называли три – «Ой, мороз-мороз», «Во поле береза стояла» и «В лесу родилась елочка», то сегодня, кроме «Елочки», не знают ни одной! Интерес к русской песне надо насаждать заново.
— Понятно, что вы это делаете своими выступлениями. А как вы набираете солистов в свой хор?
— По всей стране. В провинции: в маленьких городах, поселках, деревнях. Когда начинала работать, просто ездила по всей стране и отбирала голосистую молодежь 14-15-16 лет. Под расписку, по доверенности от родителей. Так смешно было: едем в 90-е годы на гастроли, а у меня – кипа доверенностей от родителей, дети проходят паспортный контроль, пограничники в шоке: это – хор Пятницкого?
И начинали мы с ними работать прямо по системе Станиславского. Наши песни – это спектакли. И важны здесь отнюдь не только ноты. Разбирать песню, перед тем как взять ее в репертуар, мы начинаем непременно с текста. Текст, а не музыка первое!
Принцип отбора у меня такой: первое – голос, второе – красота, третье — размер одежды не больше 46-го (увидите сейчас на сцене – некрасивых артистов у нас нет!) Ну, а что касается голосов… Бросили клич по всей стране. Один солист ведет за собой других. Вот ваш (наш!) Коля Болотин. Пришел, прослушался, попал в хор. На следующий год, смотрю, Коля еще десять человек за собой везет: те, с кем учился в музыкальном колледже, те, с кем соседствовал в своем Тяжине. Сегодня на концерт из Тяжина, знаю, два автобуса приехало. Интересно же на своих посмотреть!
— И нам интересно знать: как там наши? Как вы оцениваете кузбассовцев, поющих в вашем коллективе?
— Знаете, сибиряки – они и впрямь не такие, как все. Вот есть у нас южане – воронежцы, ставропольцы, ростовчане, те такие эмоциональные, открытые. На любой вопрос у них сразу ответ готов. Ваши – не такие. Они, прежде чем сказать, все продумают. Очень основательные, ответственные, степенные. А как по-другому? Вот у нас Паша Сошников есть, мы его МЧС прозвали. У него был случай, он в тайге заблудился, два дня там без воды и пищи сидел, с одним ножом. И выжил! Во Вьетнаме, помню, концерт был. Температура – под 70 градусов. Наши южане уже в обморок начали падать. Я говорю: «Выводите потихоньку со сцены тех, кому плохо». Нас ведь много, публика и не заметит. И что? Одни сибиряки остались! Потому что очень здоровые и очень ответственные.
Когда мы выступаем в Красноярске, Новосибирске, Кемерове, ко мне подходят родители, интересуются: как мой? И обязательно скажут: вы там с ним построже. Так что, говорю своим ребятам, я могу даже ремень в руки взять: мне ваши мамы-папы разрешили!
— Кузбассовцам-солистам хора Пятницкого власти Кемеровской области вручили высокие награды: Николай Болотин, Ольга Валик, Ульяна Иванова, Татьяна Малафеева и Павел Сошников удостоены ордена «Доблесть Кузбасса» и премий по 20 тысяч рублей. Каждый участник хора в честь 100-летия коллектива получил медаль «За веру и добро». А вам, Александра Андреевна, от имени губернатора вручили золотые именные часы. Вы удивились наградам?
— Это – вообще исторический факт! Ответственно заявляю: за всю историю хора подобные случаи происходили лишь дважды: первый раз – в глубокие советские времена и вот сейчас. Я не просто тронута, я потрясена. Понятно, что перед юбилеем мы писали письма в регионы, просили власти откликнуться, поддержать. Но ТАК, как у вас, к нам не отнеслись нигде. Низкий вам поклон.
— А сколько у вас сейчас произведений в репертуаре?
— Ой, затрудняюсь сказать… Счет идет на тысячи.