ЧИТАТЕЛЬ
18 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
ООО.
Дмитрий Быков. Остромов, или Ученик чародея. Пособие по левитации. М., Прозаик, 2010. 768 с.
Вообще-то я не поклонник романов Дмитрия Быкова: куда больше мне нравятся его критика, публицистика и биографические книжки, из стихотворной продукции – басни. Однако этот сочинитель достиг такого положения в нашей словесности, когда каждое его сочинение приходится прочитывать, категория «нравится – не нравится» тут уже второстепенная.
Роман заключает трилогию о судьбах русской интеллигенции, начатую «Орфографией» и «Оправданием». На «О» назывались все романы Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»). Быков сознательно подражает классику: это ясно хотя бы из того, что на первом месте в названии нового романа стоит Остромов, хотя речь в нем идет преимущественно об Ученике. Прототип Остромова – Борис Астромов, он же Кириченко, он же Ватсон, мелкий оккультный деятель и провокатор, вокруг него завертелось в 1925–1926 годах «дело ленинградских масонов», затеянное ГПУ. Ученик в романе зовется Даниил Галицкий, у него тоже есть прототип – питерский литератор Даниил Жуковский. (Это о нем сказал Мандельштам, узнав, что молодого человека арестовали за распространение стихов Максимилиана Волошина: «Поделом ему. Макс – плохой поэт»). Впрочем, в конце романа этот герой превращается в могущественного мага и визионера типа Даниила Андреева.
Кроме того, в романе орудуют чекисты-оккультисты Глеб Бокий и Александр Барченко, мелькают поэты Макс Волошин и Михаил Кузмин, Даниил Хармс и Александр Введенский, писатель Александр Грин, художник Юрий Юркун, журналист Валентин Стенич и еще несколько богемных персонажей (все под прозрачными псевдонимами). Зловещий душок спецслужб передан талантливо, общая питерская атмосфера середины 1920-х – менее достоверно: все-таки это было время пленительного заката НЭПа и кратковременного цветения изящных искусств; у Быкова же все отравлено свинцовой советской мерзостью и из всех углов воняет немытым пролетариатом.
Эзотерические собрания, кстати говоря, в России той поры также были куда более интересные, чем кружок мошенника Астромова. Например, движение мистического анархизма, давшее несколько тайных обществ (Орден Тамплиеров, Орден Параклета, Орден Рыцарей Духа, Орден Сфинкса и т. п.; названия приходилось беспрестанно менять в конспиративных целях). Участниками его были математик Дмитрий Бем, актер Михаил Чехов, востоковед Юлиан Шуцкий и др., а крупный математик и философ Василий Налимов, создатель нескольких научных направлений (в конце 1970-х он был самым цитируемым на Западе советским ученым), сохранил ему верность до самой смерти, последовавшей в 1997 году.
В целом в романе Быкова все линии довольно ловко переплетены и увязаны, вот только общее впечатление совершенно безрадостное. Видимо, поэтому одаренный ученик бездарного учителя все-таки преуспевает в левитации и постоянно норовит воспарить. Это выглядит анахронизмом: герои русской прозы дружно летали в 1970-1980-х (у Каверина, Битова, Окуджавы, Маканина, Кима и др.). Может статься, и это сделано сознательно, хотя по мне так нынешний застой мало напоминает брежневский.
МММ
Эрик Дэвис. Техногнозис.
Миф, магия
и мистицизм
в информационную эпоху.
Пер. с англ.
С. Кормильцева, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург,
Ультра-культура,
2010. 480 с.
Книжка написана двенадцать лет назад, но весь круг затронутых ею тем остается передним краем науки и сегодня: нанотехнологии и квантовый компьютер, «информационная цивилизация» и генная инженерия, теория систем и «гипотеза Геи», психотропное «расширение сознания», переосмысление восточного мистицизма и западной герметической традиции. Похоже, научный прогресс и в самом деле замедляется: с прошлого века не только ничего нового не возникло, но и в перечисленных сферах прорывов не последовало.
Гностики полагают, что мы живем в царстве иллюзий, управляемом низшими богами, именуемыми архонтами. Видимый мир, в особенности царство материи, есть поврежденное изделие второсортного божества, которого называют демиургом (то есть «ремесленником»). Подлинное божество, по мнению гностиков, не может быть запятнано участием в творении мироздания – «мрачного прибежища дикого зверя». Истинный светоносный бог находится столь далеко от нашего мира и отделен от нас таким количеством зловредных посредников, что о нем нельзя было бы ничего узнать, если бы он не отправлял на землю посланцев, подобных Иисусу, чтобы возродить знание об истинном положении вещей («знание» по-гречески гнозис). Зачем архонтам держать материальный мир в плену? Ну, во-первых, это их произведение и, стало быть, их исконная вотчина.
А во-вторых, видный ересиолог Епифаний писал: гностики «утверждают, что душа служит пищей архонтам и верховным силам, без которой они не могут жить, поскольку она родственна горней росе и придает им силу». Впрочем, гностики считали, что путь к спасению имеется, но это путь сугубо индивидуальный: он состоит в достижении внутреннего прозрения. Техники достижения такого прозрения в гностических религиях (например, в манихействе) напоминают аналогичные практики в тантрическом буддизме и других восточных учениях.
Следы гностического мировоззрения можно проследить уже в учении Пифагора. Пифагорейцы разбудили Платона, Платон развернул агитацию, неоплатоники разнесли заразу по всему Средиземноморью, их знамя подхватили евреи и арабы, в Средние века гнозис породил несколько христианских ересей и самостоятельных религий и распространился от Испании до Китая. Он остается влиятельным учением и сегодня: в квантовой теории, например, можно усмотреть явные гностические мотивы. Заметим, что Лев Гумилев относился к гностикам крайне недоброжелательно, считая их учение человеконенавистническим и вредным для «окружающей среды». Василий Налимов, напротив, считал гностическое учение самой глубокой из философских систем.
Книжка Дэвиса – добросовестная компиляция, выросшая из одного иронического замечания американского философа Гарольда Блума: «Гностицизм был и остается разновидностью информационной теории. Материя и энергия отвергаются или, по крайней мере, ставятся под знак отрицания. Информация становится символом спасения. Ложное творение-падение связано с материей и энергией, но лишь информация – это Плерома, то есть Полнота, первозданная Бездна». Аналогичные воззрения высказывал теоретик информационной цивилизации Маршалл Маклюэн и др. Каких-то собственных прозрений в книжке нет, а чужие не всегда изложены глубоко, но в целом книжка, безусловно, полезна: она охватывает широкий круг источников и помогает уяснить, в каком мире мы живем.
XXL
Люк Босси. Манхэттен по Фрейду. Роман. Пер. с франц. К. Левиной. М., Рипол классик, 2011. 416 с.
Дело происходит в 1909 году. Доктор Зигмунд Фрейд и доктор Карл Юнг, провозвестники торжествующего психоанализа, отправляются в США читать лекции. Оказавшись на Манхэттене, они с любопытством знакомятся с первыми фаллическими небоскребами и нечаянно вляпываются в детективную интригу. Оказывается, строительный «манхэттенский проект» вдохновлен тайным обществом масонского толка, в которое входят бывший президент Тедди Рузвельт и будущий президент Вудро Вильсон, финансист Морган, строительный магнат Уолдорф (тот самый, который «Уолдорф-Астория»), электрический чудодей Никола Тесла. А также мэр Нью-Йорка, редактор «Нью-Йорк таймс» и еще несколько подрядчиков и архитекторов, исторических лиц и вымышленных персонажей. Как раз в 1909 году между ними происходит раскол, что приводит к серии громких убийств, обставленных ритуальною символикой, скорее алхимической, чем масонской.
Интересно, что Фрейд и Юнг сами находятся накануне раскола: один норовит сохранить свой метод в первоначальной чистоте (немножко гипноза, немножко толкований сновидений, немножко мифологии); другой пытается осложнить его мотивами алхимии и метем-психоза и близок к открытию «коллективного бессознательного». Кроме того, Сигизмунд Яковлевич старомодно целомудрен, даром что норовит углядеть повсюду проявления сексуальности. Тогда как Карл Иванович не пропускает ни одной юбки, спит даже с пациентками, но половой вопрос занимает в его учении куда более скромное место. Все это становится дополнительным источником взаимного раздражения.
В результате Фрейд всего лишь хочет вылечить пациентку, но попутно вынужден принять участие в расследовании серийных убийств. Юнг не прочь остаться в стороне, но благодаря своей интуиции и знанию герметической символики дважды спасает жизнь Фрейду. Под ногами также путается полицейский инспектор Кан, туповатый, но деятельный: он забрел сюда прямиком из «крутого детектива». Все они то и дело попадают пальцем в небо, а другой частью тела – впросак, гора трупов все увеличивается, но в итоге дело распутано, а порок наказан. Правда, доктор Фрейд тем временем успел не на шутку влюбиться в свою очаровательную пациентку. В общем,
Шел я лесом,
камышом,
Видел Фрейда
голышом.
Да и Юнга нагишом,
Причем
за каждым шалашом.
Юмор в романе незамысловатый («иногда сигара – это просто сигара»), символизм тоже не слишком глубокий, в общем, нечто на полпути между Умберто Эко и Дэном Брауном. Но читается хорошо, да к тому же читателю ненавязчиво подсовывают кучу сведений из молодой американской мифологии.