Необъяснимый, но понятный «Кракатук»
В минувшие выходные в Кемеровском цирке состоялась премьера шоу театра-цирка «Кракатук» по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Кибермыши-мутанты, ожившие пальто и пупсы
Для настроившихся на простую добрую сказку о том, что любовь побеждает зло, сразу же наступает шок. Любовь, конечно, как ей и положено, в конце концов, победила. Весь вопрос – как ей это удалось в такой психоделии. Это действо – отнюдь не милый мультяшный «Щелкунчик». Это произведение странного, оживляющего самые потаенные детские страхи Гофмана – такого, какой он и есть в своих сказках. Шикарные современные спецэффекты, которыми просто пропитано все шоу, только помогают взрыву в твоей голове. Пространство становится пластичным. Цирковые полеты под куполом и сложнейшие акробатические (на самом деле смертельно опасные) трюки, как пластилиновые, тут же трансформируются в полную живых переживаний энергетику театра. Впрочем, сначала это запутывает ещё больше. Что происходит? Недаром зрителей настойчиво предупреждают: читайте либретто спектакля. Может, тогда шок будет не столь сильным…
Когда объяснят происходящее, становится понятно, что это просто видения современной девочки Маши, которая засыпает под старую пластинку фирмы «Мелодия». Поэтому и происходят странные трансформации молодого Щелкунчика в Дроссельмайера, а Дроссельмайера в свою очередь – в самого Мышиного короля. Поэтому и возникают пушистые игрушечные зайчики, разрисовавшие морды в ацтекские маски, чтобы идти на войну. Кибермыши в формах спецназа, выхватывающие кого-то из рядов и взмывающие с «жертвами» к куполу цирка. Черные зайцы на лыжах. Огромные механические мутанты, похожие на инопланетян в самых страшных фильмах про межпланетные войны. Можно продолжать и продолжать.
А эти сцены в свою очередь сменяют другие, нежные и романтичные. Каток в хлопьях снега. Превращение комнаты в цветущий сад. Любовь, уносящая героев под небеса. Бумажный кораблик под куполом с Машей и Щелкунчиком. Целый манеж оживших роз. Здесь очень много всего, и выводы каждый для себя делает сам. И да таки, любовь победила зло. Раз дело кончилось свадьбой, наверное, этот спектакль все-таки про любовь. Старая сказка, рассказанная современным языком блокбастеров.
Глубже, чем ожидали
Олег Чесноков, генеральный продюсер и автор идеи спектакля, поясняет:
— Дело в том, что в России, исходя из известных исторических событий, мы до сих пор до конца так и не поняли, что такое современное искусство. Скажу честно, когда мы выезжаем за рубеж, там у зрителей совершенно другое восприятие этого спектакля. Публика сразу же, с первых минут представления, начинает «входить» в этот язык. Наши зрители, ошарашенные в первые 15 минут спектакля, начинают «прозревать» только ко второму действию.
Ближе всего наше шоу к ассоциативному театру. Когда в зале сидит 2000 зрителей и каждый воспринимает представление в меру того, что он в жизни читал, какие сны ему снились, какая у него генная фантазия. Для одного шоком являются люди в красном, для другого – страшные крысы, для третьего – пауки. И так далее. На эти ассоциации и работает театр сегодняшнего дня. Он визуальный. В нем нет текста, а значит, нет дидактики – мы не собираемся вас чему-то учить, мы хотим, чтобы вы задумались. Одна бабушка в Санкт-Петербурге сказала: «Вы меня вылечили от всех болезней, потому что я оказалась в том возрасте, когда была счастлива». Другая женщина в Москве, напротив, во время спектакля как-то устроила страшный скандал. Из-за сцены, когда Дроссельмайер садится на кроватку к Маше, чтобы рассказать ей сказку. Оказалось, что в детстве эту женщину изнасиловал отчим. Представляете, насколько какие-то вещи глубоко входят в голову? Мы же никогда представить не могли, что в этой сцене могут быть какие-то грязные помыслы…
Это такой театр, что, сколько бы вы ни ходили на одно и то же представление, вам достаточно просто садиться каждый раз на другие места, и увидите то, что не замечали прежде. Это важно для нас, потому что мы и хотели сделать многоуровневое представление. Удивительно, но первые, кто начинает понимать нас, – это дети. После первого действия они объясняют родителям, которые не купили либретто, что происходило, прямо по сценарию. На самом деле вам только кажется, что вы ничего не понимаете. Уже после спектакля вы начнете анализировать – это свойство ассоциативного театра — и задачка сложится. Мы ведь, на самом деле, не Гофмана вам рассказывали…
Справка
Сам театр-цирк «Кракатук» возник семь лет назад с одноименного спектакля. Труппа подбиралась именно под него. Поставил спектакль Андрей Могучий, режиссер Александринского театра в Санкт-Петербурге. Художник, создавший неповторимый визуальный мир «Кракатука», – Александр Шишкин. А к музыкальному оформлению (кроме Петра Ильича Чайковского) руку приложили Игорь Вдовин и Олег Гитаркин.
Своего стационарного помещения у театра нет, он существует больше в «гастрольном» режиме. Проблема в том, что далеко не все помещения могут подойти для «физики» и «пластики» его спектаклей. Кстати, практически сразу после гастролей в Кемерове театр едет в США.
Сегодня в его репертуаре, кроме «Кракатука», ещё три спектакля. Первый – «Аврора» (Спящая красавица), существующий в двух вариантах, на сцене и в манеже. Это шоу кемеровские зрители смогут увидеть в цирке в конце марта – начале апреля. Имеется также «Блин-шоу» и новый проект «TEATRO» — спектакль по «Крошке Цахесу» Гофмана.
02.05.2011 в 14:14
Это отвратительно! Дешево, абсурдно, непрофессионально! Жаль, помидоры не прихватила! Не стоит изображать смысл при его полном отсутствии! Не трогали бы уж тогда Гофмана!
Ответить