«Лапландия» тревоги нашей
14 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
Остановка работы крупнейшего в Кузбассе кемеровского торгово-развлекательного комплекса «Лапландия» c начала марта будоражит умы и покупателей, и продавцов, в «пожарном» порядке лишившихся покупок и выручки накануне 8 Марта. Как водится, рассуждает народ больше о том, «КОМУ это выгодно» и «зачем опять НАЕХАЛИ на бизнес». А редкие вопросы по поводу реального состояния объекта либо не замечаются вовсе, либо высмеиваются.
«Кузбасс» нашел людей, которые зафиксировали все нарушения в «Лапландии» и добились приостановки комплекса на 90 суток в суде. О том, кто эти люди, в чьи обязанности входит пожарный надзор, по их просьбе умолчим. Расскажем лучше о нарушениях. И о том, что было после суда и опечатывания входных дверей «Лапландии». А там – судите сами, следовало ли лишать десятки тысяч людей привычного места для шопинга и еще более 3 тысяч человек – места работы. Пусть и временно.
Не по магазинам
Всего в списке претензий к владельцу «Лапландии» 74 нарушения. Большинство из них рядовой посетитель «Лапландии» и не увидит. Для нас что важно? Чисто потребительские особенности объекта. Тепло, светло, не душно в ТРК – и ладно. Тележек в супермаркете на всех хватает – совсем хорошо. Все нужные магазины в одном месте – отлично! Мы идем туда!
Государственный пожарный инспектор пошел не только «по магазинам», но и в подвал, на лестницы, в служебные и подсобные помещения. Претензий к состоянию последних в перечне нарушений, которые после проверки рассматривал суд Центрального района Кемерова, больше всего.
Итак, подвал. Здание «держат» несущие металлоконструкции. По правилам, они должны быть обработаны огнезащитным веществом. В обычном режиме оно как краска толщиной в несколько миллиметров. В случае пожара – увеличивается в объемах как монтажная пена. Назначение этой пены – защищать металл от нагревания и деформации.
Балки в «Лапландии» таким веществом покрыты. А вот в местах их скреплений покрытие нарушено. Что это значит? «Голый» металл, как говорят специалисты, при определенных условиях может «поплыть» минут через 15. Защищенный продержится до часа. Этого времени обычно хватает для эвакуации людей.
А теперь представьте, что в ТРК реально произошел пожар. Балки держатся, а крепления теряют устойчивость. Картинка последствий – здание складывается, как карточный домик. Это не считая «мелочей» типа отсутствия огнезащиты на части трубопровода системы дымоудаления.
Двигаемся по подвалу, где «проходят» многочисленные коммуникации – электросети, вентиляция, дымоудаление и т.д. дальше. Принцип правил пожарной безопасности прост. На объекте все должно быть устроено так, чтобы, если уж пожар возник, то не распространился бы на большую площадь. Для того, например, придуманы противопожарные двери. Такие двери (они металлические со специальным наполнителем) в подвале есть. Но без устройств самозакрытия, в обиходе «доводчиков» (примечательно, что следы от «доводчиков» на дверях имеются, а самих устройств почему-то нет). А местами между дверьми и проемами – отверстия. Получается, что толку от защитной двери, загорись что-то в подвале, будет немного. Как минимум задымление во всем подвале гарантировано. А при пожарах, как говорит статистика, люди в основном не сгорают, а задыхаются.
Малопонятное слово «тамбур-шлюз» – спасение для людей при пожаре в подвале. В эти тамбуры – помещения, оборудованные противопожарными преградами и дверями, нагнетается воздух, чтобы отсекать «живое» помещения от горящего. Куда идет дым? Вверх. Если пожар в подвале, то наверняка он потянется в само здание через шахту лифта. Тамбур-шлюз станет преградой. В том случае, если он есть. В «Лапландии» его нет.
Поднимаемся из подвала, замечая по пути отсутствие над некоторыми выходами обязательных световых оповещателей «выход», а попутно еще и недостаточную высоту потолков в коридорах (вместо 2 м – 1,8 м). Все это не то что при пожаре, а просто при задымлении «заберет» лишнее время у тех, кто побежит наружу.
Идем в сам комплекс – по его лестницам и коридорам. Тут снова высота меньше 2 м. К этому – горючие материалы на лестничных клетках, оборудованное помещение для охранников под лестничным маршем… Новые препятствия на пути людей в «случае чего».
Понагородили тут
Добираемся до магазинов, куда, если верить кузбасским экспертам по части торговли, только в выходные до последних пор приходили не менее 10-15 тысяч человек в день. В «Лапландии» еще имеется ресторан, правда, работать он перестал еще до приостановки ТРК, детский центр «Crazy park», неиспользуемый по назначению ледовый каток и кинотеатр.
Обходим сначала бутики. Все чисто, светло и удобно. Смотрим на потолок, видим признаки системы пожаротушения («фонарики» такие, которые при ЧП разбрызгивают воду) – еще и безопасно. Но предел этой безопасности – перегородка между торговым залом и бытовым помещением или примерочной. Почти во всех бутиках там, за перегородкой, проверяющие системы не обнаружили. А там чайники, микроволновки – то есть опасность замыкания проводки… Исключения есть. Правда, не в лучшую сторону. Квадратные метры, занятые «Сетью магазинов горящих путевок», вообще без автоматической установки пожаротушения. А помещение бывшего ресторана «У Швейка» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, ничего не случилось до сих пор – хорошо. С другой – на этом месте может быть новый ресторан. Согласно акту проверки, беспокоиться должны были все посетители – зона гардероба тут без установки пожаротушения. Перегородки в зале с непроектным пределом огнестойкости, кухня и зал для VIP-гостей без автоматический системы пожаротушения.
Гипермаркет «Палата», как и все подобные магазины в торговых комплексах, самый посещаемый объект. К нему – отдельные претензии. Не заделанные негорючими веществами перегородки, недооборудованная система противодымной защиты, недостаток эвакуационных выходов. Здесь все может пойти по «подвальному» сценарию. Бросается в глаза узкий главный проход в торговом зале. Вместе проектных 9 м местами всего 3,5 м. Остальное заставлено витринным оборудованием и ящиками. Через них людям придется бежать от дыма и огня…
Популярный магазин «М-Видео». Претензии к дверям на эвакуационный выход и в коридорах административной части помещения. Но главное – рольставни на входе. Привычные и практичные в жизни, по правилам пожарной безопасности – это всего лишь новое препятствие для людей при пожаре. А если их заклинит?..
Иначе с детским центром. Вход в «Crazy park» должен быть отгорожен негорючей перегородкой. По правилам, эвакуировать детей из подобных мест нужно по отдельному выходу. Вход же в центр сейчас открытый.
За все эти перегородки, выходы и системы тушения, по сути, отвечают арендаторы. Их же метры потенциально опасны. Но за все в итоге отвечает собственник всего объекта.
Это как при ремонте собственной квартиры. Придут в к вам строители и скажут: «Мы знаем, как вам надо!» Вы согласитесь и «забудете» согласовать квартирные преобразования в специальных службах. Прорыв неправильно поставленной трубы или трещина в стене соседней квартиры в этом случае обойдется вам не просто в сумму ремонта. Выкладывают люди и штраф за «нелегальную» переделку. Остановка «Лапландии» в нашем случае – как огромный штраф за «недогляд».
В нестандартно пожарном порядке
«Лапландия» с любой точки зрение объект нестандартный. Во-первых, типовых правил на него нет. При реконструкции из спортивно-концертного комплекса в ТРК руководствовались специально разработанными техническими условиями. Они довольно жесткие. Те же 9 метров главного прохода в «Палате» прописаны именно в них. Для сравнения, в других ТРК отсчет начинается с 1,4 м. Количество аварийных выходов, требования к системам дымоудаления, подвалам, лестницам – все оттуда и из общих правил пожарной безопасности. Их соблюдение, кстати, в последние недели проверяли и в других кемеровских ТРК. Проверки, как и в случае с «Лапландией», были внеплановые – по требованию прокуратуры после пожара в торговом комплексе в Уфе, в котором погибли люди. Нарушения были центре «Я» и в «Спутнике». По данным «Кузбасса», 9 и 14 соответственно. И это второе отличие «Лапландии» – уж слишком много тут претензий. А в-третьих, в «Я» и «Спутнике» речь шла в основном о формальных нарушениях – не было документов, подтверждающих противопожарные мероприятия, или не вовремя проведенные замеры изоляции. Многое было исправлено уже во время проверки. Потому все там ограничилось штрафами на юридических и должностных лиц. В «Лапландии» все – по существу. К тому же, как говорят инспектоа Госпожнадзора, вопросы к собственникам (а нынешний с момента пуска ТРК в 2007 году – третий) были постоянно. Но дело двигалось медленно.
Сейчас, впрочем, все «завертелось». По сведениям «Кузбасса», сразу же после суда нынешний владелец «Лапландии» начал быстро устранять нарушения. В минувший четверг в ТРК даже пригласили инспектора Госпожнадзора, чтобы он убедился, что работа идет. «Действительно, идет. Многое уже устранено», – подтвердил инспектор «Кузбассу».
Досрочное устранение нарушений – аргумент в пользу быстрого открытия комплекса. Этого, как выяснил «Кузбасс», и будет добиваться владелец ТРК в суде в ближайшие дни. Такой вот прозаичный конец может быть у нашумевшей истории закрытия «Лапландии». Нарушения исправлены – проверено – одобрено – запускайте! Хотя, может, и тут найдутся те, кто спросит: «КОМУ все это выгодно?»…
За 2010 год в структурных подразделениях Управления ФССП России по Кемеровской области на исполнении находилось 812 исполнительных производств. Была приостановлена работа более 700 объектов. Большая часть – по причине нарушения правил пожарной безопасности.
В 2010 году судебные приставы Кемеровской области приостановили работу более 20 предприятий общепита, ночные клубы: «Адреналин», г. Киселевск; «Милениум», г. Ленинск-Кузнецкий; «Зажигалка», г. Кемерово; и бильярдный клуб «8-й шар», г. Новокузнецк. Частично была приостановлена работа 43 образовательных учереждений области, среди них 17 школ. По решению суда была приостановлена работа более десятка детских садов и около 20 больниц, в основном по причине нарушений требований пожарной безопасности.
Рейтинг по количеству поступивших к судебным приставам Кузбасса исполнительных производств о приостановке деятельности:
1. МЧС России — 300 документов
2. Ростехнадзор — 191 документ
3. Роспотребнадзор — 164 документа
4. Роструд – 44 документа
5. Гостехнадзор — 20 документов
6. Росприроднадзор — 8 документов
7. Россельхознадзор – 7 документов