Деньги и ответственность – туда, где рождается бизнес
Эту новость Сергей Кузнецов, заместитель губернатора по промышленности, предпринимательству и транспорту, сообщил на первых в этом году депутатских слушаниях в облсовете, где обсуждались вопросы развития в Кузбассе малого и среднего бизнеса.
— Сергей Николаевич, понятно, что исполнительная власть обращается к депутатам по вопросам финансирования своих программ. Но вы вели речь не о региональных, а о муниципальных программах. С чем это связано?
— Чтобы обеспечить успешную реализацию муниципальных программ поддержки предпринимательства, необходимо их финансирование из местных бюджетов не уменьшать, а, по возможности, увеличивать. И важнейшая роль в обеспечении такого финансирования принадлежит местным Советам народных депутатов. Но они зачастую эту задачу перекладывают на область или правительство.
В 2009 году Контрольно-счетная палата Кемеровской области выявила в Новокузнецке факты грубейших нарушений бюджетного законодательства. Муниципальная программа поддержки предпринимательства была сокращена в декабре 2009 года на треть – с 17 до 6 млн. рублей. В прошлом году история повторилась: бюджет программы был 42 млн. рублей. В декабре депутатский корпус принял изменения в Программу: сумма срезается вполовину. Фактически освоение — 100%. Однако процент освоения поднимается не за счет выполнения мероприятий, а за счет уменьшения работы и нагрузки на чиновника. И такая «болезнь» не только у Новокузнецка. В декабре прошлого года муниципальные Программы поддержки и развития предпринимательства сокращены в Кемерове на четверть – с 25 до 19 млн. рублей; в Анжеро-Судженске – на 20% — с 1 млн. рублей до 800 тыс. рублей; в Прокопьевске – почти вполовину — 6 до 3,15 млн. рублей; в Ижморском районе – на 60 %. В Белове сокращать даже нечего — бюджет Программы второй год — 350 тыс. рублей (меньше только в Яйском районе).
— А ведь еще в 2008 году администрация области предложила местной власти механизм субсидирования муниципальных программ поддержки предпринимательства. Казалось бы, условия субсидирования весьма привлекательны: если муниципалитет выделил на свою программу, к примеру, 1 миллион рублей, то получит из областного бюджета 1,5 миллиона. Выходит, этот механизм дает сбой?
— В прошлом году мы сами приостановили действие этого механизма.
— Почему?
— По ряду причин. Дав местной власти не рыбу, а удочку, то есть стимул для самостоятельного увеличения муниципальных программ развития малого бизнеса, мы реально увидели в 2008-2009 годах резкое увеличение финансирования этих программ из местных бюджетов. И, во-первых, решили, что местные власти освоили все принципы поддержки малого бизнеса и готовы к бюджетной самостоятельности в этой сфере, и, во-вторых, пора им не штамповать мероприятия областной программы на местах, а самостоятельно сформировать мероприятия поддержки предпринимательства, исходя из потребностей города, района (моногород, сельскохозяйственный район и пр. особенности). Вот и предоставили местным властям такую возможность, приостановив проведение конкурса на субсидирование муниципальных программ. Результаты я озвучил на сессии.
Для нас был очень полезен этот опыт. Мы проанализировали бюджетную картину и политику в отношении малого бизнеса на местах. Итоги подвели, выводы сделали. В этом году возобновляем смешанное финансирование муниципальных программ. Условия софинансирования остаются прежними: 40% на 60%. Средства областного бюджета будут предоставляться сразу после проведения конкурса муниципальных программ. Надеемся получить на эти цели и средства из федерального бюджета – до сих пор мы не участвовали в конкурсе Минэкономразвития по муниципальным программам, а теперь отдельно будем подавать заявку на софинансирование из федерального бюджета и таких программ.
— А что означает ваше решение перевести существующую схему поддержки начинающих предпринимателей с областного на муниципальный уровень, которое вы озвучили на депутатских слушаниях в облсовете? О каких конкретно механизмах речь?
— Прежде чем поддерживать малый бизнес, его нужно сначала создать. И, самое главное, создать по потребностям каждой территории. Но механизма поддержки тех, кто хочет и может открыть свое дело, в наших муниципалитетах до сих пор не было. Действовал он только на областном и федеральном уровнях – в виде грантов на открытие собственного бизнеса из областного и федерального бюджетов. Исключение – Междуреченск, где администрация города третий год проводит свой муниципальный конкурс на грантовую поддержку начинающих предпринимателей из средств местного бюджета. Но, как говорят, исключение из правила только подчеркивает правило.
Мы хотим кардинально изменить эту ситуацию. Муниципальные программы должны помочь предпринимателям в комплексе – начиная с этапа регистрации бизнеса до инвестирования конкретного проекта. Для чего мы передаем в этом году муниципалитетам и средства для грантовой поддержки, предусмотренные в региональной программе развития предпринимательства, и, соответственно, ответственность за освоение этих средств.
— Но даже мы, журналисты, нередко встречали предпринимателей, которые, получив грант, купили необходимое оборудование или арендовали помещение под него, отчитались о целевом использовании гранта, а бизнеса-то как не было, так и нет. Начав производство каких-то товаров или услуг, многие грантополучатели не смогли наладить их реализацию. То есть формально бизнес создан, но он не развивается — прибыли, а значит, и налогов в бюджет не приносит.
— Такое случалось. Но больше такого быть не должно. В этом году мы введем пролонгированный контроль за грантополучателями (предупреждение об этом будет уже в конкурсной документации). Составим реестр грантополучателей и будем наблюдать за каждым – как развивается его бизнес и какой доход получает бюджет после того, как начинающему предпринимателю оказали поддержку. А для того чтобы бизнес развивался и наполнялся бюджет, местной власти придется разработать процедуру сопровождения начинающего бизнеса – шаг за шагом. Конечно, надеяться на то, что все старт-апы будут удачными, не приходится. Мировой опыт свидетельствует: выживают только 30%.
— Бывают и объективные причины неудач: у одного предпринимателя сгорело помещение, у другого – украли оборудование, купленное на средства гранта. Им уже не до бизнеса – грант-то придется вернуть.
— Есть и такие проблемы. А чтобы их не было, муниципальным фондам поддержки предпринимательства надо активизировать работу со страховыми компаниями. На данном этапе ни страховщики, ни фонды этим не занимаются. Надо, видимо, местной власти подтолкнуть и тех, и других к сотрудничеству.
А тех, кто успешно стартовал, надо вести дальше. Посмотреть, чем им можно еще помочь, в каких еще программах они могут поучаствовать, какими формами господдержки воспользоваться (у нас их в области более 20). Может, отправить на микрокредитование в Государственный фонд поддержки предпринимательства, консультационную или информационную поддержку оказать.
— А вы уверены, что вашим коллегам из местных администраций такие задачи по плечу? Сопровождение бизнеса потребует от чиновников совершенно иных знаний и навыков.
— А мы будем их учить, как это делать. Сейчас разрабатываем комплексную обучающую программу для руководителей и специалистов фондов и центров, бизнес-инкубаторов и отделов администраций, курирующих малый бизнес, — всей структуры поддержки предпринимательства на местах. И не на совещаниях будем учить, как правильно работать с предпринимателями, а на бизнес-тренингах. Пригласим для этого хороших бизнес-консультантов, тренеров и – вполне возможно – успешных предпринимателей.
— Говорят: кто платит, тот и заказывает музыку. А вы, передавая средства областного бюджета на грантовую поддержку в муниципалитеты, тоже будете диктовать местной власти, какие виды предпринимательской деятельности при этом считать приоритетными?
— Честно скажу: будем. Приоритет должен быть отдан инвалидам, молодежи, массово высвобождаемым лицам, предпринимателям, организующим детские дошкольные учреждения. Но уверен, что местная власть и сама бы именно так расставила приоритеты, потому что они отражают проблемы, решением которых озадачен весь Кузбасс.
И хочу заметить: мы не отстраняемся абсолютно от грантовой поддержки начинающих предпринимателей. Специалисты департамента промышленности, торговли и предпринимательства будут участвовать в работе муниципальных конкурсных комиссий, возможно, даже используя для этой цели видео-конференц-связь. Кстати сказать, проведение конкурса на получение грантов в муниципалитетах гораздо удобней для предпринимателей – им не придется, как раньше, курсировать между домом и областной администрацией (сдать конкурсные документы, приехать на защиту своего проекта, отчитаться за использование гранта – не ту бумажку привез – вернуться домой, потом снова с ней в Кемерово). Но, повторяю, главная цель грядущих перемен — организовать в каждом муниципалитете площадку для новых, самостоятельных предприятий, сформировать для них сервисную сферу.