Хитрые пути капролактама
2 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
Заводский районный суд Кемерова рассмотрел уголовное дело о краже контейнера с химическим сырьем капролактам.
…В начале мая 2009 года на городской товарной станции Кемерова пропал контейнер, в котором находилось 25 тонн капролактама – ценного полимера, который химический комбинат «Азот» должен был переправить для продажи на Тайвань. Поначалу работники железной дороги особенно не паниковали, поскольку была вероятность технической ошибки: груз могли случайно «поставить в путь» в другом составе, и он ушел по другому маршруту. Разбирательство затянулось на несколько месяцев. А когда стало понятно, что без криминала тут не обошлось, железная дорогая обратилась с заявлением в транспортную милицию. Между тем драгоценное время было упущено. Похищенный груз уже давно обрел нового хозяина, а железная дорога выплатила «Азоту» немалый ущерб – более одного миллиона ста тысяч рублей. В январе 2010 года по факту кражи в Кузбасской транспортной милиции было возбуждено уголовное дело.
По словам старшего следователя по особо важным делам управления на транспорте МВД РФ по СФО Татьяны Носковой, разбирательство по сути пришлось начинать с чистого листа. «Мы установили, – рассказывает она, – что доставкой контейнеров с «Азота» на городскую товарную станцию занимается некая фирма «Комплект». Среди работников «Комплекта» был водитель «МАЗА» Вадим Кашин, который и должен был доставить груз с капролактамом на городскую товарную станцию».
Накануне отправки контейнеров на Тайвань Кашин сделал несколько «ходок» с «Азота», однако в последний приезд изменил маршрут и повел свой «МАЗ» в совсем ином направлении. Видеокамеры системы «Поток», фиксирующие передвижение автотранспорта, «засекли» «МАЗ» на пути в Березовский. Когда следователь пошагово обрисовал Кашину его поездку с копролактамом, тот не стал отпираться и рассказал подлинную историю.
Оказалось, что на кражу Вадима Кашина подбил его коллега, механик Алексей Толочко, работающий в фирме по обслуживанию автотранспорта «Комплекта». Без лишних слов Толочко предложил водителю «сплавить» ценный груз налево, пообещав за это солидное вознаграждение. Сначала Кашин колебался, но в конце концов дал согласие на авантюру. «Именно Толочко координировал весь процесс хищения, – говорит Татьяна Носкова. – Он занимался подготовкой подложной документации на капролактам, сертификатов качества, обеспечивал беспрепятственное передвижение груза по городу. Толочко организовал вывоз контейнера и доставку покупателю. Заказ на хищение он получил от неустановленных лиц. За груз ему обещали выплатить один миллион шестьсот пятьдесят тысяч рублей».
В назначенный день водитель Кашин прибыл на «Азот», предъявил накладную на вывоз капролактама и поставил машину под загрузку. Когда контейнер с сырьем благополучно перекочевал на «МАЗ», он позвонил Толочко и вместе с грузом направился к посту милиции на выезде из Кемерова. Там подельники встретились и вместе поехали на территорию автобазы в Кемеровском районе, где оставили груз. Вечером того же дня Толочко встретился с «неустановленным лицом», которое передало ему первый платеж за украденный капролактам – 50 тысяч рублей.
По информации пресс-службы Кузбасского линейного УВДТ, на судебном процессе Кашин и Толочко свою вину полностью признали. Рассмотрев материалы уголовного дела, Заводский районный суд определил обоим условный срок наказания: Кашин получил пять лет, Толочко – три года. Однако ставить точку в деле о краже контейнера с капролактамом еще рано – поиск тех, кто организовал эту масштабную аферу, выделен в отдельное производство. Капролактам – специфическое химическое сырье, которое просто так «в магазине» не купишь. Очевидно, в тени «неустановленных лиц» скрываются люди влиятельные и далеко не бедные. Впрочем, это будет уже другая история.
P.S. Поскольку приговор суда еще не вступил в законную силу, имена и фамилии фигурантов дела изменены.
Справка «Кузбасса»
Капролактам — химическое сырье, которое используется в производстве полиамидных нитей и волокон, а также конструкционных пластиков. Успешно применяется в машиностроении, судостроении, энергетике, химической, нефтяной и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности.