Праздник куклы
1 марта 2011 | Газета «Кузбасс»
Кукла – произведение искусства. Этот тезис, для многих совершенно не очевидный, попытаются доказать участники областной выставки-конкурса «На Кузбасском подворье», которая открывается 2 марта в прокопьевском КВЦ «Вернисаж».
«Кукольная» выставка областного масштаба проводится в Кузбассе впервые.
Есть среди участников и опытные мастера, для которых куклы давно уже не игрушки, а главное дело жизни: Надежда Алёхина (Кемерово), Марина Ворончихина (Прокопьевск), Юрий Михайлов (Мариинск). Михайлов, специализирующийся в последнее время на фигурах конных воинов, выполненных в технике, разработанной им самим, — лишнее подтверждение тому, что куклы ошибочно считают исключительно «девчоночьими» атрибутами. Юные полководцы водят в воображаемые бои игрушечных солдатиков, а это тоже своего рода куклы. И вообще появление куклы как произведения искусства, иными словами, современной авторской куклы, связано в первую очередь с именем мужчины – германским кустарём, изобретателем папье-маше (в буквальном переводе – «жёванная бумага») Фридрихом Миллером.
Выставка не будет напоминать витрину игрушечного или сувенирного магазина. Каждый экспонат – ручная работа, существующая в единственном экземпляре.
— «Кукольник» должен быть и рисовальщиком, и скульптором, и модельером, и сапожником, – объясняет один из самых известных мастеров-куклоделов Кузбасса, член Союза художников России прокопчанка Светлана Петрина.
На изготовление куклы у Петриной уходит не меньше месяца, а над работой «Иван Грозный» (она будет представлена в экспозиции) художница работала целых полтора года.
Как и многие её коллеги, Петрина вникает во все мелочи и нюансы. Помимо лица куклы (микроскопические морщинки, мимика, глаза передают характер, возраст и настроение персонажа) и одежды, она умудряется мастерить, например, крохотную бижутерию для женских фигурок и оружие для персонажей-мужчин. Одна из фигурок композиции «Скоморохи», выполненной в соавторстве с Надеждой Алёхиной, обута в валенки. Конечно, никто из зрителей не будет изучать на ощупь куклу, помещённую в стеклянную витрину. Но Светлана Петрина не поленилась сделать валенки высотой со спичечный коробок, из настоящего войлока. Для этого художнице пришлось работать в респираторе.
Совсем недавно Петрина выполнила куклу Баяна – легендарного древнерусского певца-сказителя. В руках у этого персонажа миниатюрные гусли, а за спиной крохотная сумка, сшитая из мешковины.
Сейчас уже продаются специальные инструменты для мастеров-кукольников, однако прокопьевская художница предпочитает использовать стоматологические: как нельзя лучше подходят для тонкой работы, к тому же не ржавеют. Вероятно, в изобретательности «кукольники» дадут фору представителям всех других видов изобразительных искусств.
Работы Петриной выставлялись даже в Японии. В известном смысле, это равнозначно мировому признанию: в Стране восходящего солнца к куклам относятся с особым почтением, там даже существует специальный праздник, им посвящённый. Впрочем, на заре человеческой истории все народы наделяли куклу сакральным смыслом. Посетители «Вернисажа» увидят, например, традиционные обрядовые и обереговые куклы – почти точно такие были у наших предков тысячу лет назад. Широко известны «берегини» — их носили с собой в качестве амулетов. Существовали также куклы-куватки: во время родов, которые чаще всего принимали в бане, куватки развешивали в предбаннике. Согласно поверьям, такие куклы сбивали с толку нечисть, «отвлекали внимание» от младенца.