Соцсети:
Актуальное

Прибыль без ответственности?

15 февраля 2011 | Газета «Кузбасс»

В Междуреченске прошла операция «Автобус». Необходимость ее проведения была вызвана тем, что только в январе в городе произошло 11 ДТП  с участием автобусов. В результате два человека погибли и один получил серьезные травмы.

Дело техники

Новое оборудование – передвижной пункт, оснащенный необходимыми приборами для контроля за техническим состоянием транспортного средства, – позволяет сотрудникам ГИБДД выявить неисправность прямо на маршруте. Начальник отделения технического надзора ОГИБДД Дмитрий Седельников отмечает, что  раньше его коллеги делали чисто визуальный осмотр. Сейчас с помощью приборов новой мобильной станции можно сделать замеры и определить неисправность любого транспортного средства. Такая передвижная станция оборудована в обычном «уазике». В течение 20 минут с ее помощью выполняется полная проверка автомобиля. И в случае неисправности сотрудник ГИБДД  сразу же выписывает предписание и снимает автобус с маршрута до устранения неполадки.

Поработав с передвижной станцией на городских маршрутах только  неделю, сотрудники ГИБДД сняли с линии более 20 автобусов. «Наиболее неудовлетворительное техническое состояние автобусов выявлено в ООО «Сибтранс-М» (предприниматель Наталья Бурбовская) и ООО «Междуреченские дороги» этого же предпринимателя, где директором предприятия является Владимир Боровинский», — подводит итог Седельников.

Расследование вопиющего случая ДТП, в результате которого на проспекте Шахтеров автобус тяжело травмировал пешехода, показало, что у частных перевозчиков есть большие проблемы в организации труда. Судя по объяснениям водителя Игоря Григорьева, он в течение трех суток подряд работал по 14 часов. Несоблюдение условий охраны труда и отдыха водителей можно отнести к основным нарушениям частных предприятий, как и отсутствие контроля за техническим состоянием автобусов. В ходе операции «Автобус» выявлены неисправности рулевого управления, тормозных систем автобусов, не говоря уж о более мелких нарушениях.

Старший инспектор ОГИБДД Лариса Сучкова обращает внимание:

«В некоторых автобусах сиденья сломаны, не закреплены, и падение пассажира вполне может обернуться травмой. Оставляют желать лучшего санитарное состояние салонов, внешний вид кондукторов и водителей. Водители считают в порядке вещей разговаривать во время движения автобуса по телефону, курить в салоне и включать громкую музыку».

Частная инициатива

…В Междуреченске рынок транспортных услуг на 80 процентов сместился в пользу коммерсантов. В городе никогда не было своего муниципального транспорта. 15-20 автобусов Междуреченского ПАТП, относящегося к ГУ «Кузбасспассажиравтотранс», давно уже не делают погоду на основных городских маршрутах. Отношения власти и частных перевозчиков строятся на основе договоров. Возможность работать на городских маршрутах перевозчики получают по конкурсу. Все бы ничего, но камнем преткновения ежегодно становится вопрос перевозки льготных категорий населения. Причем если поначалу недовольной стороной были пассажиры-льготники, то теперь протест нарастает у перевозчиков.

Прежде льготники могли ездить бесплатно лишь в государственных автобусах Междуреченского ПАТП, которых менее двух десятков. Стоять часами на остановках в ожидании «своего» автобуса, в  то время как около сотни коммерческих автобусов ездили с табличками  «Льгот нет», пенсионерам не нравилось.  Это вызывало многочисленные недовольства, выражавшиеся даже в судебных разбирательствах пенсионеров с властью. Обиженные льготники ссылались на то, что частные автобусы относятся тоже к транспорту общего пользования. Действительно, в Междуреченске частным автобусам придан именно такой статус (в других городах они считаются «маршрутками»).

Слишком много льгот?

Власти города попытались урегулировать вопрос, не дожидаясь судебного решения, и в результате острота проблемы была частично снята: с табличками «Льготный» стали ходить 29 автобусов коммерческого парка — практически каждый третий частный автобус. Так впервые предприниматели начали получать дотацию из областного бюджета за перевозку льготных категорий населения.  А когда суд вынес свое окончательное решение, абсолютно все автобусы стали возить льготников бесплатно. Междуреченские ветераны наконец-то вздохнули с облегчением и перестали ограничивать себя в поездках на дачу, к родственникам и т.д. Но теперь, в свою очередь, забеспокоились перевозчики. Компенсация выпадающих доходов, покрывающая всего десяток поездок каждого льготника,  показалась им недостаточной. Ссылаясь на то, что трудоспособное население в целях экономии стало ездить меньше, а число «бесплатников» значительно возросло, перевозчики пытались доказать, что их доходы значительно сократились и возникла необходимость увеличения дотации, связанной с  количеством поездок в месяц одного льготника. Якобы все предприниматели обновили парк автомобилей и теперь вынуждены расплачиваться по кредитам и  лизинговым договорам. Однако, как это часто случается, желания не всегда совпадают с возможностями: бюджет просто не в состоянии взять на себя финансовую нагрузку по той доплате за перевозку льготников, которую заявляют перевозчики. И теперь уже они, а  не пассажиры пошли отстаивать свои коммерческие интересы в суде.

Диспетчер денег не берет

Поиск решения, которое бы устроило и перевозчиков, и пассажиров-льготников, в Междуреченске идет уже несколько лет. В свое время предприниматели-транспортники предлагали  сократить количество льготных автобусов,  выдать льготной категории населения талоны, дающие право на бесплатный проезд в транспорте общего пользования из расчета фактической компенсации стоимости проезда. Или   ограничить время, когда льготники смогут пользоваться автобусом без оплаты стоимости проезда. Последнее  вызвало резкие возражения прокуратуры.

Но, по мнению власти, проблему следует решать все же не с позиции перевозчиков, а с позиции пассажиров. Для этого распоряжением губернатора области решено пополнить государственный автобусный парк Междуреченского АТП еще десятком новых машин.

Чтобы навести порядок на рынке, упорядочить работу перевозчиков, в Междуреченске несколько лет назад создали специальную службу – так называемую единую диспетчерскую. Она содержится за счет бюджета города. С помощью этого инструмента муниципалитету удалось навести порядок в транспортном обслуживании населения. Средства перевозчиков на содержание диспетчерской службы городская власть не привлекает принципиально, считая, что  правила устанавливает тот, кто платит деньги. Таким образом, муниципалитет полностью содержит диспетчерскую и отвечает за организацию работы по транспортному обслуживанию населения, а частник, в свою очередь,  отвечает за свои автобусы, которые он выпускает  на маршрут. Для улучшения качества обслуживания в городе  проводится конкурс на лучший автобус, победители поощряются.

…Междуреченский опыт снял главную проблему: люди на остановках в ожидании автобуса не стоят. Но теперь качество услуг и бе­зопасность перевозок в городе  стали вызывать опасения.  И операция «Автобус» в очередной раз подтвердила: опасения небезосновательны. Теперь придется искать решение и этой проблемы.


Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс