Парикмахерша и ее мужчины
«У спектакля «Парикмахерша» вполне может быть успешная фестивальная судьба», — считает эксперт «Золотой маски», директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский.
Редкое совпадение мнений: активный интерес к этому спектаклю, недавно пополнившему афишу Прокопьевского театра драмы, испытывают и зрители. Во всяком случае, когда в минувшую субботу мне удалось попасть на спектакль, зал был переполнен.
И хотя идет «Парикмахерша» на малой сцене (точнее, просто на театральной сцене большого зала, где устраивают выгородку и ставят стулья для публики), количество желающих увидеть ЭТО не иссякает уже несколько месяцев (премьера состоялась в ноябре 2010 года).
Чем же так цепляет зрителя простенькая, в общем, пьеса мало кому известного современного драматурга из Ростова-на-Дону Сергея Медведева, воплощенная на подмостках молодым же режиссером из Санкт-Петербурга Семеном Александровским?
Во-первых, острым попаданием в актуальность сегодняшнего дня. Перед нами – история простой и сердечной русской тетки, которая всю жизнь мечтает о неземной любви, яркой страсти и ловится на этот крючок, причем весьма жестоко. Парикмахерша Ирина (Светлана Пожникова) по объявлению в газете познакомилась с Евгением (Анатолий Иванов). Он отбывает срок за жестокое убийство, но пишет ей такие нежные любовные письма, что сердце ее просто тает в предвкушении настоящего женского счастья.
Ее коллега по «салону» (а точнее, маленькой и довольно-таки убогой точке, где стригут и бреют за умеренную плату) тоже его хочет. Но отчего-то у стервозной красавицы Татьяны (Светлана Попова) поклонников гораздо меньше! А вокруг этой лохушки Ирины мужики прямо так и вьются! И солидный судья Алексей Николаевич (Владимир Марченко) не прочь за ней приударить, и пожарный Виктор (Георгий Болонев) готов к «серьезным отношениям». Да и бывший муж Николай, сейчас – спившийся художник-оформитель из местного кинотеатра, считает ее своей музой… Зритель не сразу понимает, чем эта кулема Ирина (располневшая, неуклюжая, смешная в своем бесконечном наиве) так пленяет мужские сердца.
А на самом деле – все просто. Нам явлен женский тип, по которому давно соскучилась российская публика. Наконец-то перед нами не успешные, самодостаточные, бесконечно соперничающие с мужиками стервы, у которых вместо сердец – калькулятор, заряженный на один режим – «как бы не прогадать» (именно такие ведь преобладают сегодня в многочисленных телевариациях «Секса в большом городе»). Нет! Перед нами – та самая душевная русская женщина, для которой любовь – ценность сама по себе, без количества приложенных к ней оргазмов, долларов, карьерных перспектив и пр.
Комизм пьесы, написанной в жесткой традиции «новой драмы», в том, что за свою очевидную «немодность», за выпадение из общепринятой тенденции Ирина постоянно расплачивается, и довольно жестоко. Но эти уроки ничему ее не учат. Бывший муж Николай гонялся за ней с топором. Новый вожделенный любовник, «откинувшийся» зэк Евгений, лишает ее квартиры и едва не убивает… Но Ирина словно бы особо и не фиксируется на этих неприятностях. Мало ли что было! Было и прошло. Ей в жизни важнее совсем иное: любить и быть любимой…
Режиссер Семен Александровский заявляет, что поставил спектакль о конфликте мечты с реальностью. Мол, в погоне за воображаемым счастьем мы рискуем потерять настоящее. Отсюда – его купюры пьесы: он обрывает «Парикмахершу» на хеппи-энде, когда Ирина вроде бы готова соединиться с пожарным Виктором, что, в общем, лишает спектакль достойного и убедительного финала. Ясно ведь: такой будничной развязкой («сошлись и живем») сердце Ирины не успокоится. Отсюда – и режиссерский выбор на роль скучного и жадноватого «огнеборца» замечательно обаятельного актера Георгия Болонева. Мужская харизма этого артиста столь велика, что публика (особенно ее женская часть) просто не понимает, как можно мечтать о ком-то еще, когда рядом, вот, буквально под боком, есть такой мужчина! И это режиссерское прочтение, на мой взгляд, заметно обедняет пьесу.
Но большинство актерских работ так хороши, а оформление спектакля настолько интересно, что многое прощаешь.
Например, безумный муж Николай (Сергей Жуйков) вживую на сцене так и не появляется: вместо него с помощью проектора нам показывают его изображение. С топором в руках, с выпученными глазами, с уродливой гримасой на лице, он ведет с Ириной нескончаемые препирательства, выцыганивая очередную сотню на бутылку. И становится очевидно: для нее он – давно закончившееся прошлое, нечто виртуальное, вроде полузабытого воспоминания, даже если и приходит в парикмахерскую в реальности. Вообще этот прием – кино в театре – используется в спектакле довольно часто. И чаще всего – оправданно (виртуальное изображение появляется там и тогда, когда происходящее не задевает всерьез чувств героини: так, в виртуальном изображении мы видим гулянку на дне рождения у Виктора, букет роз, который он ей преподносит, дискотеку, куда ее пригласил). Беда в том, что не всегда эти технические эффекты исполняются качественно.
Простенькие декорации (списанное парикмахерское оборудование, допотопные кресла и фены) соединены здесь с новейшими нанотехнологиями (художник спектакля – Константин Соловьев, Санкт-Петербург). Так, «стеклянные» ширмы, которые трансформируются то в куб, изолирующий Ирину от всего мира, то в витрину салона, то в межкомнатную стену, выполнены из нерифленого поликарбоната со специальным покрытием. Они – прозрачны, но позволяют воспроизводить, как экран, данное на них изображение. За эти дорогие декорации театру пришлось выложить порядка 600 тысяч рублей. Все эти «навороты» не напрасны: они зримо придают спектаклю второй и третий планы, насыщают его глубиной. Если бы не одно «но». «Благодаря» им съедается акустика. Речь актеров, особенно тех, кто не обладает идеальной дикцией, они нередко глушат до полной неразборчивости.
Впрочем, хочется надеяться, что эти технические шероховатости – всего лишь следствие необкатанности нового спектакля. А плюсы его – яркие, запоминающиеся образы, созданные Светланой Поповой, Георгием Болоневым, Светланой Пожниковой, Владимиром Марченко – останутся в спектакле надолго.