Зачистка «хвостов»
Сразу четыре кузбасских города – Кемерово, Междуреченск, Киселевск и Березовский, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в декабре прошлого года, попали в список 20 самых «грязных» городов России. Причем здесь, по мнению жителей сходных с Кузбассом промышленных регионов, отходов больше, чем где бы то ни было: все первые места в списке кузбасские.
Еланская сельская территория в Новокузнецком районе в список не попала (хотя близкий к ней Новокузнецк занял 7-е место). Но именно здесь сегодня разворачивается самая серьезная экологическая история региона за последние годы. Вчера областной арбитражный суд начал досудебные слушания по взысканию с Абагурской аглофабрики свыше 1,1 млрд рублей за нанесенный природе вред. Таких сумм еще ни одному кузбасскому предприятию не предъявлялось.
Дорогой «пирог» с вредной начинкой
Возле поселка Елань Новокузнецкого района огромное хвостохранилище Абагурской аглофабрики – место, куда не один десяток лет складировались отходы обогащения железной руды (их и называют «хвосты»). Местные жители давно жаловались на «хвостовую» пыль летом и небольшие прорывы дамбы. Но все как-то «обходилось». Однако то, что случилось 19 сентября прошлого года, поразило воображение многих свидетелей настоящего селевого потока.
«Представьте себе кусок огромного пирога из грязи, который оторвался и поплыл, когда у них в то воскресенье прорвало дамбу, – рассказал «Кузбассу» один из местных жителей. – И все пошло в Кондому».
Поток, как потом измеряли, полметра не дошел до железнодорожного полотна. Пошел бы и дальше, если бы не «нашел себе дорогу» под железнодорожным мостом, водопропускную трубу под автодорогой (дорожное полотно было повреждено), и далее по дренажной системе прямо в Кондому. Смесь из воды и «хвостов», по оценке экспертов, загрязнила порядка 32 тыс. кв. метров земель. Но главное то, что тяжелые металлы и другие вредные «хвостовые» вещества попали в реку.
Местные власти признают, что, несмотря на выходной, за несколько часов прорыв на дамбе был ликвидирован, «грязь» остановилась. В понедельник была восстановлена дорога, через несколько дней все самые явные признаки зачищены.
Никаких данных о пострадавших в этих событиях нет, на загрязненных землях не было пашни, в лучшем случае здесь пасли домашний скот. Однако иск, предъявленный Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области к Абагурскому филиалу ОАО «Евразруда» (таков официальный статус аглофабрики), стал самым крупным за все последние годы.
Судебный кнут и пряник
Первые анализы сточных вод, попавших в Кондому, были взяты 19 сентября. По оценкам специалистов, всего из хвостохранилища было вынесено около 200 тыс. кубометров воды и 33 тыс. кубометров грунтов и «хвостов». Последние и причинили вред реке, поскольку предельно допустимые концентрации вредных веществ превысили допустимые нормы. Размер вреда – 1 млрд 148,6 млн рублей – был посчитан по специальной методике.
Представители «Евразруды» вчера в суде, впрочем, заявили о «завышении» оценок вреда и по объемам выброса, и по сумме. Не согласились они и с расчетами концентрации вредных веществ. К примеру, мышьяка. «Если считать по данным анализа, то в районе прорыва все живое бы вымерло, попади туда столько мышьяка. Однако даже в Кондоме не было выявлено превышения вредных веществ», – заявил представитель компании Дмитрий Осипов. По его словам, некоторые вредные вещества не были обнаружены даже в самих «хвостах» …
…На детальное разбирательство позиций обеих сторон уйдет еще не один месяц. Однако уже вчера стало понятно, что дело может обернуться неожиданной (по крайней мере, до сих пор в экологических спорах такого не было) стороной. «Евразруда» предложила альтернативу огромным выплатам в бюджет – самостоятельно возместить вред окружающей среде. Такой вариант, как говорят в Росприроднадзоре, предусмотрен Законом «Об охране окружающей среды». При этом для проведения восстановительных работ в Новокузнецком районе нужен будет специальный проект. В «Евразруде» вчера пояснили, что проект как раз сейчас и готовится. Компании дан месяц на представление конкретных предложений и документов на этот счет. До этого времени в «Евразруде» не готовы назвать суммы, которые могут быть потрачены на «природу». Хотя очевидно, что они точно будут меньше, чем заявлено сегодня в иске. В противном случае компания должна отказаться от своей позиции по поводу оценок ущерба.
…Примечательно, что на вчерашнем заседании по этому поводу было сказано: «Получается судебный кнут и пряник?» Ведь именно в суде была озвучена альтернатива огромным выплатам.
Отходы – в доходы?
История с «хвостами» Абагурской аглофабрики тем временем в очередной раз заставила наблюдателей высказаться по поводу экологических проблем всего региона. Сославшись именно на иск к компании, председатель облсовета Николай Шатилов на депутатских слушаниях на прошлой неделе заявил, что было бы неплохо в целом изменить подход к таким ситуациям. Вместо огромных денег в виде штрафов или возмещения вреда, по его мнению, нужно придумать механизм, стимулирующий крупный бизнес вкладывать средства в переработку отходов. По данным «Кузбасса», у той же «Евразруды» есть пример, когда отходы в другом хвостохранилище Абагурской аглофабрики уже пошли в «дело». С одним «но». Ученые со своей технологией переработки «зашли» на объект после того, как он перешел в собственность государства.
Впрочем, в последнее время, как заверяют в Кузбасском технопарке, появляются и другие примеры. Буквально в прошлую пятницу резидентом технопарка стало ООО «СУЭК Спешэлти Минералз». Созданная крупнейшей угольной компанией страны – ОАО «СУЭК», эта структура будет заниматься переработкой золошлаковых отходов Беловской ГРЭС. Сейчас заканчивается оформление всей разрешительной документации, чтобы уже в этом году запустить технологию переработки отходов в микросферу, пригодную для строительства. А другой новый резидент технопарка – ООО «Опытный завод по переработке отходов промышленных предприятий» уже несколько лет получал микросферу с отходов Томь-Усинской ГРЭС. И у предприятия нет особых проблем. Кроме того, что владелец – то же ОАО «СУЭК» – пока не выбрал новую схему взаимодействия с переработчиками.