ВЫСОЦКИЙ.Скорее мертв, чем жив?
26 января 2011 | Газета «Кузбасс»
25 января, в день рождения Владимира Высоцкого, в Прокопьевском КВЦ «Вернисаж» открылась выставка, посвящённая его памяти. В экспозиции полсотни снимков новокузнечанина Владимира Богачёва, который фотографировал поэта в феврале 1973 года, когда Высоцкий приезжал в южную столицу Кузбасса с гастролями. Еще несколько лет назад это было бы событием: наверняка у стендов прошли бы концерты памяти Высоцкого, поклонники вспомнили бы его песни…
Неужели творчество барда, который лучше, полнее, точнее других сумел выразить свое время, уже безвозвратно стало «достоянием истории»? Слушают ли его сегодняшние 20-30-летние? Что значат для них его песни, его судьба? И – главный вопрос – существует ли в культурном пространстве современной России фигура, равновеликая Высоцкому?
Андрей Новашов, журналист:
– О том, что кумир нескольких поколений был с гастролями в Кузбассе, я впервые узнал не из газет, а от отца, который, будучи в 1973-м студентом Сибирского металлургического института, попал с друзьями на один из концертов. Разумеется, билетов было не достать. Студентов в театр, где пел Высоцкий, тайком провёл знакомый художник, который там служил. Увы, ни одной песни в тот день им услышать не удалось: бдительные дружинники заметили «нарушителей» и выдворили из зала. Но, даже несмотря на эту неудачу, отцу многие завидовали: видел живого Высоцкого!..
Отец вспоминает, что и в самом театре, и вокруг здания в тот день было необычайно много милиции. Это показательно. Владимир Высоцкий официально не считался ни поэтом, ни певцом (не был принят в соответствующие творческие союзы). Среди киноактёров первой величины тоже не числился (роль Глеба Жеглова ещё впереди). Казалось бы, в Новокузнецк приехал «второразрядный» (не имеющий даже звания «заслуженный»!) артист. Откуда же такой ажиотаж?
«Реабилитация» Высоцкого началась четверть века назад. Ему ставят памятники, его имя включено в школьные учебники литературы и истории… Врезалась в память такая телевизионная
картинка. В честь Высоцкого открывают очередную мемориальную доску. Под барельефом стоят пионеры и отдают «салют». Смешно…
Сегодня уже кажется, что Высоцкий всегда был «живым классиком», и как
-то забывается тот факт, что при жизни руководители государства и «придворные» деятели культуры его не просто игнорировали, но и запрещали. К слову, чтобы выступления крамольного автора состоялись в Кузбассе, организаторам пришлось идти на разные ухищрения. Позднее они стали чуть ли не фигурантами уголовного дела.
Невероятно: Высоцкий «раскрутился» (как сказали бы сейчас) во времена, когда ещё не было Интернета! На радио и телевидение его почти не приглашали, книги не издавались, редкие пластинки выходили мизерными тиражами. Но песни знала вся страна. Включая тех, кто запрещал. Пожалуй, другой такой фигур
ы в истории отечественной культуры нет и не будет.
Сегодня понимаешь, что песни Высоцкого – это, безусловно, массовая культура. Но по свидетельству моего отца, уже в 1973-м всем было понятно, что Высоцкий — в первую очередь не киноактёр, а уникальный автор-исполнитель. У многих на стене висела его фотография. В киосках «Союзпечати» снимки опального поэта, разумеется, не продавались. А «кустарно» сделать копию в эпоху, когда ещё не существовало цифровых фотоаппаратов, компьютеров и сканеров, было крайне сложно. Остаётся сказать, что даже в отсутствие «жёлтой прессы» и частная жизнь легендарного барда стала достоянием «широкой общественности». Ходили слухи, что опальный поэт не только поёт, но и живёт не как все — женился на актрисе из капстраны. Словом, Высоцкий и в этом опередил своё время: свободный человек в несвободной стране!
На фотографиях Богачева интересно увидеть лица людей, которые пришли на концерт. Кажется, поэт каким-то непостижимым образом преображал, изменял тех, кто был рядом с ним…
Назим Гейдаров, преподаватель КемГУ,
26 лет:
— На вопрос «Кто сегодня занимает место Высоцкого?» я не знаю ответа. Наверное, такого человека нет. Хотя вот я, например, слушаю музыку прежних времен – Гребенщикова, «Машину времени». Если судить по моим студентам, то им, похоже, российские исполнители вообще неинтересны. (Сказывается процесс глобализации?) Во всяком случае, большинство слушает какую-то зарубежную клубную музыку. Ну, а если говорить о творцах вообще, я выделил бы фильмы Павла Лунгина. Вот – то, что ложится мне на душу.
Яна Постовалова,
завлит Кемеровского областного театра драмы, 27 лет:
— Недавно в программе Дмитрия Быкова «Картина маслом» обсуждался этот вопрос. И я согласна с мнением, к которому пришли дискутирующие: в современной России фигуры, адекватной Владимиру Высоцкому, нет и быть не может. Я имею в виду такую личность, которая бы, как концентрат, соединила в себе мощные пласты культурного и человеческого. Талант и характер.
Изменилась ситуация: раньше были четкие представления о существующей системе и равно четкие представления о том, как с ней бороться. Сегодня такая система координат отсутствует, непонятно, чему противостоять и что отстаивать. Поэтому нет ни нового Маяковского, ни нового Бродского, ни нового Высоцкого… В сегодняшнем человеке, мне кажется, вообще не происходит необходимого для столь яркого самовыражения аккумулирования сил. Потому нет даже жанра, способного стать «важнейшим из искусств». Ни кино таковым не является, ни музыка, ни стихи… Это ужасно. Отобразить весь ужас этого положения удалось, на мой взгляд, разве что французскому писателю Мишелю Уэльбеку и Алексею Балабанову в фильме «Груз 200».
Борис, гитарист группы «Вкусный подарок детям», 19 лет:
— Кто сегодня встал на место Высоцкого? Знаю. Это – Курт Кобейн, гитарист группы «Нирвана». Ну и что, что американец? Слушают-то его везде. Из наших, российских, тоже могу назвать. Это – Александр «Чача» Иванов, солист группы «Наив». Правда, она уже распалась, но… Я слушаю ее с 8-го класса. Могу сказать одно: это был бы не я, если б я ее не слушал. Да, на мое становление как личности «Наив» оказал огромное влияние.
Помогает ли Интернет находить или формировать кумиров? Не знаю, наверное. Я довольно много времени провожу в сети, что-то необходимое отыскиваю по ссылкам, что-то – по совету друзей, что-то само собой находится.
Лично для меня Высоцкий значит не много. Пытался я его слушать. Но то, что заводит мою маму, например, я просто не просекаю. Как, впрочем, и она, когда слушает Курта Кобейна.
Лариса Рябцева, старший научный сотрудник НИИ информационных технологий КемГУКИ,
34 года:
— Для нас, поколения 90-х, такого кумира, каким был в 70-80-е Высоцкий, разумеется, нет. И уже, наверное, не будет. Просто мы взрослели в такое время, когда одно сломалось, а другое еще не наросло. Зато явилось много прежде «закрытой» литературы. Поэтому какие-то духовные источники, питающие ум и сердце, мы находили в классике. Я, например, до сих пор, когда мне плохо, читаю Цветаеву и Мандельштама…
Влияет ли глобальная паутина на раскрутку новых имен? Не уверена. Пока ни одного примера, кроме разве что Петра Налича, сделавшего себе имя с помощью сети, я назвать не могу. Да и то утверждать, что он стал для кого-то кумиром – большая натяжка, согласитесь. И хотя себя я могу отнести к «продвинутым» пользователям, для меня Интернет является всего-навсего удобным справочником, который всегда под рукой. Не более. Я даже читать предпочитаю не скачанные из сети книги, а живые, то есть бумажные.
От автора
Феномен Высоцкого, на мой взгляд, характеризуется еще такой странной вещью: его стихи знали наизусть даже те, кто никаких стихов вообще никогда не читал, не учил, а уж тем более – не зазубривал наизусть. При этом самый последний забулдыга легко мог процитировать строчки из Высоцкого. Фразочками из его песен народ просто разговаривал: «Уж если я чего решил, так выпью обязательно», «и не друг, и не враг, а – так», «красота: среди бегущих…» и пр.
Я знаю человека (простой работяга!), который после смерти Высоцкого выточил штук 15 деревянных табличек, написал на них «ул. В. Высоцкого» и приколотил на дачки в своем садово-огородном товариществе. Никто не возмутился. Сегодня невозможно даже представить фигуру, которая была бы столь РАВНО любима самыми разными, даже антагонистическими слоями населения. Если угодно – он был некой культурной скрепой общества.
Вот интересно: в 60-е стадионы и битком набитые залы собирались, чтобы послушать стихи. В 70-е – послушать человека, поющего свои стихи под гитару. Потом – просто послушать музыку, ритм, заряженный неким драйвом (на этом поднялся рок 80-90-х). А сейчас? Неужели таким выражением общего чувства становится всего лишь бессловесный жест? Не из этого ли порядка вещей — бурно возросшая на рубеже веков популярность contemporary dance, фанатизм вокруг футбола, который становится у нас уже почти что разновидностью балета, видеоряд «без комментариев», который цепляет сильнее любых высказываний… Слова выдохлись. Остались одни движения.
31.01.2011 в 13:21
Такое ощущение, что специально опрошены люди, изначально не имеющие особого понятия о сути вопроса. Или удачно отобраны из опрошенных именно они. ДОбавлю к приглашению: опросите людей на фестивале — и участников, и простых зрителей из зала. И почувствуйте разницу!
Ответить
31.01.2011 в 13:19
Очевидно, Вам неизвестно, что в Новокузнецке 9 февраля открывается уже Десятый фестиваль «Высоцкий в Новокузнецке», имеющий статус Всероссийского? Что этот фестиваль собирает полные залы ежегодно? Что на здании профкома НКМК еще в 2002 году установлена мемориальная доска (здесь В.Высоцкий встречался с сотрудниками газеты «Металлург»). Приезжайте на фестиваль — вход на все концерты свободный!
Ответить
27.01.2011 в 23:13
интересно мне, как место ушедшего в 80-м Высоцкого сейчас может занять ушедший в 90-х Курт Кобейн? это есть в газете потому, что автор не в курсе, что американец скончался уже? и почему в интернет-версии, в отличие от PDF, этого фрагмента не осталось? модератор как-то хитро модерирует? смешно
Ответить