Приступы рецидива?
Мы будем их рассматривать уже не просто как «рецидивистов». Такое предупреждение глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сделал накануне Нового года нефтяным компаниям, только-только заплатившим многомиллиардные штрафы за превышение внутренних цен на ГСМ.
Главный антимонопольщик страны, заявив,что цены на дизтопливо и авиационный керосин превысили все мыслимые пределы, не исключил новой волны разбирательств с нефтяниками. И буквально после новогодних праздников стало известно, что управление ФАС России по Кемеровской области возбудило очередное дело в отношении главного кузбасского поставщика нефтепродуктов – ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс».
Рассмотрение «дизельного» дела назначено на начало февраля. Как сообщает управление, «Газпромнефть-Кузбасс» подозревается «в необоснованном повышении оптовых цен на зимнее дизтопливо, в сближении уровня оптовых и розничных цен на дизельное топливо в период с 21.09.2010 г. по 30.11.2010 г., результатами которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц на оптовом и розничном рынках реализации дизельного топлива в Кемеровской области». Эта официальная формулировка «переводится» довольно просто. УФАС еженедельно следит за ценами на ГСМ. В начале «зимнедизельного» сезона прошлой осенью, как показал такой мониторинг, все было спокойно. Продавцы ГСМ закупали «горючку» у нефтеперерабатывающих заводов, но особо на рынок ее не «выбрасывали», благо осень выдалась относительно теплая. Но спокойствие длилось недолго. В ноябре, когда дизтопливо пошло в розницу, цена его резко подскочила. Получилось как по присказке: «купили подешевле – продали подороже». Вроде бы обычная даже для рядового продавца на вещевом рынке логика: никто же не будет работать себе в убыток. Но на то и антимонопольный орган, чтобы следить, как, когда и на сколько подняли цены.
УФАС отследило и обнаружило. В целом за 4-й квартал прошлого года покупка дизтоплива на Омском НПЗ для «Газпромнефти-Кузбасса» стала дороже на 35%. При этом для кузбасских заводов, шахт и разрезов, которым компания продает оптом дизтопливо, рост цены составил 31%. Формально выходит, что продавец даже был милостив. Но то-то и оно, что не совпадает этот рост по времени. Закупочные цены с НПЗ «растянулись» на квартал, а для потребителей все началось в ноябре. Тогда, как подчеркивают антимонопольщики, на нефтебазах дизтопливо было по «старым» ценам. Выходит, продавцы воспользовались моментом. А это уже повод для возбуждения дела.
Справедливости ради руководство ФАС отмечает, что такое происходило в целом по России. В стране фиксировалось парадоксальное превышение внутренних цен над мировыми и невиданный доселе разрыв – почти в 2 раза – стоимости летнего и зимнего топлива. ФАС подозревает продавцов ГСМ, а по сути нефтяников (главные продавцы – часть вертикально интегрированных нефтяных компаний), в создании искусственного дефицита топлива в целях оправдания высоких цен. Потому что бесспорных причин для роста, по мнению антимонопольщиков, в России не было.
По словам Игоря Артемьева, подобные вещи – иллюстрация того, что кто-то еще живет «старыми иллюзиями». Вот тот же «Газпромнефть-Кузбасс». В октябре 2008 года УФАС уже штрафовало компанию по той же статье, что фигурирует и сегодня. Компанию оштрафовали на очень приличную сумму – более 158 млн рублей. Это составляло 2,4% ее выручки от реализации конкретных нефтепродуктов за 2007 год. После череды судебных разбирательств заплачено было меньше – 65 млн рублей (1% выручки). Сейчас, как говорят в УФАС, такой суммой «Газпромнефть-Кузбасс» уже не «отделается». Если претензии антимонопольного ведомства найдут подтверждение, нарушение будет считаться повторным. А сумма штрафа в этом случае автоматически увеличится.
Но штрафы штрафами, а цены ценами. В том числе и на заправках для обычных автомобилистов. Решение УФАС сопровождается не только наказаниями, но и указаниями исправиться. В управлении признают, что после 2008 года компания не давала особых поводов для подобных крупных разбирательств (хотя претензии помельче к ней были). Однако нынешнее «дизельное» дело подтвердило, что одного указания мало. Требуется новое? Не факт. Примечательно, что цены на дизтопливо в Кузбассе, по признанию самих продавцов нефтепродуктов, сегодня едва ли не самые низкие в Сибири. Почему? В ответах на этот вопрос про ФАС продавцы не упоминают. А все больше кивают на социально ориентированную политику кузбасских властей…