Бездонные арсеналы
Один из путей, по которым огнестрельное оружие попадает в руки криминалитета, – воровство «стволов» у его законных владельцев. Как правило, виной тому халатность и небрежность последних при его хранении.
Если в 2009 году в Кузбассе было украдено 23 охотничьих ружья и карабина, то за прошлый год – уже 29. И хотя 2011 год еще только начался, в Кемеровской области уже зарегистрировано два подобных случая. В Мариинске, например, владелец не убрал свое гладкоствольное ружье в металлический сейф, как это положено, а спрятал его в офисе под диваном: мол, заберу как-нибудь потом. И надо же было такому случиться, что как раз в эту самую ночь кто-то через окно проник в помещение фирмы и унес с собой все самое ценное, в том числе и его «ствол»…
А в Калтане мужчина и вовсе оставил свое ружье 12-го калибра возле кровати в избушке, которая даже не запиралась на ключ, и ушел на работу. И когда возвратился, его уже не было…
Как говорит начальник управления организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД по Кемеровской области полковник милиции Валерий Шевяко, виной всему – крайне низкий уровень подготовки и знаний некоторых владельцев личного оружия: «Кое-кто из них очень безалаберно относится к его хранению. А потом утраченное оружие, но уже со спиленными или сбитыми номерами или переделанное под обрезы, нередко всплывает в различных криминальных историях».
Сколько же всего на самом деле украденных у населения охотничьих ружей и карабинов направляется потом по криминальному пути, сказать сложно даже приблизительно: если нарезное оружие (например, те же карабины) в обязательном порядке отстреливается, его «особые приметы» фиксируются и отследить его дальнейшую судьбу какие-то шансы есть, то с гладкоствольными «стволами» такой возможности нет. И, как правило, установить, кому принадлежал прежде изъятый у преступников обрез, – задача не из легких, если вообще разрешимая.
– Считаю, что ответственность граждан, когда по их вине утрачивается или воруется оружие, в настоящее время сильно занижена, – отмечает Валерий Шевяко. – Судите сами: владелец, у которого, допустим, по его собственной халатности украли охотничье оружие, подвергается лишь административному штрафу в размере 1,5 тысячи рублей. Уголовное дело возбуждается только в том случае, если это повлекло тяжкие последствия – например, с помощью этого оружия совершено разбойное нападение на человека. В этом случае, согласно статье 224 Уголовного кодекса России, наказание за небрежное хранение огнестрельного оружия может составить вплоть до одного года исправительных работ или ограничения свободы, либо арест на срок до шести месяцев. Для того чтобы владельцы оружия относились к его хранению более серьезно, было бы резонно ужесточить наказание за их безалаберность, например, в несколько раз поднять административные штрафы. Думаю, что это принесло бы положительные плоды.