Соцсети:
Актуальное

А мимо пролетают поезда

26 января 2011 | Газета «Кузбасс»
Если через десять-пятнадцать лет после школы вы все еще будете считать, что это были лучшие годы, значит, вы неудачники. Так говорю своим детям. Значит, опоздали на поезд, на котором давно укатили сверстники; значит, застряли в детстве – на странном полустанке под названием Школа…Но учитель –фигура, из моего правила выпадающая. Он никуда не едет. Он здесь остается всегда. Был, есть, будет – встречает, учит, провожает.
Владимир Мальков на этом полустанке прожил жизнь. Ученик, потом от учителя начальных классов дорос до директора – с парой перерывов, когда возглавлял народное образование Юргинского района и Юрги.
Здесь жила жена, на двоих с которой у них 88 лет педагогического стажа. Из сорока своих учительских первых сентябрей Людмила Ивановна пропустила лишь два, оба по уважительной больничной причине. Рыдала, вспоминает, когда пять месяцев назад новый учебный год начался без нее. Теперь привыкает к пенсионной реальности и радуется, что до школы не близко: не переболело, не готова к случайным встречам.
Первые игры их дочери – «готовиться к родительскому собранию» и «учить уроки». Сегодня Татьянин педстаж – 18 лет.
Концом прошлого года к званиям Владимира Михайловича – «Заслуженный учитель РФ», «Почетный учитель Кузбасса», «Отличник народного просвещения» – добавилось звание «Герой Кузбасса». Наталья Моисеева, в нынешнем учебном году принявшая от Малькова эстафету –  школу № 8, сформулировала нижеследующее:
— Сейчас нас, директоров, больше менеджерами называют. Владимир  Михайлович был опытным менеджером… Чем он герой? Когда мы его поздравляли, я так сказала: дело учителя – скромное по наружности, но назвали, наконец-то, словом, какого достойно – герой… На самом деле он не яркий герой, который где-то идет на амбразуру. Но, может быть, ежедневное хождение в школу, ежедневное выбивание, чтобы она функционировала нормально, была всем снабжена, чтобы никого не обидеть, не обойти, не забыть – это немало?
•••
Мальков из людей, которые не любят экспромтов.
Альбина Буряк, директор информационно-методического центра управления образования Юрги, немало лет проработавшая с ним, говорит:
— Его особенность – не допускает никакой паники. Педант в хорошем смысле слова. Когда руководил народным образованием города, у нас никогда не выходило ни одного сырого документа, настолько все тщательно отрабатывалось! Никакого поверхностного взгляда, он все делает основательно, очень терпеливо, взвешенно. Никогда не принимал несбалансированных решений… А вы знаете, что в новую школу за ним пошли многие учителя?! Потому что с ним надежно, потому что с ним комфортно, потому что знали стиль его руководства. С ним коллектив двигался вперед в плане творчества, он умел отстаивать интересы учителей…
Да, было это в 1987-м. Тогда в школу № 8 вместе с Владимиром Михайловичем пришли 18 педагогов. Именно они стали ядром нового коллектива, именно с ними закладывал директор традиции, устанавливал правила. Вот одно из них…
— Открыли новую школу, — вспоминает Мальков, — подбирал людей сам, но не всех еще знаю, и одна учительница приходит: та такая, эта такая… Слушайте, говорю, не надо, я о вас буду плохо думать. Я сам всех узнаю… И не стали больше ходить… Может, потому и не возникало особых конфликтов, что работал индивидуально с каждым, знал характер каждого, склонности…
•••
У него толстенные стекла очков и негромкий голос. Он то и дело переспрашивает – нет, не назойливо, а уточняюще, вроде: «…а как вы считаете?», «… согласны?», и вдруг понимаю, что это профессиональная такая привычка – втягивать ученика Алёхина в процесс, в обсуждение, подспудно проверяя, не отвлекся ли на прохожие мысли и глупости.
— …учителя обязательно смотрят: ты требуешь, а как сам проводишь уроки? Какая у тебя самого дисциплина? И я никогда не боялся открытых уроков, даже проводил областные семинары учителей химии. И когда учителя видят, что директор кропотливо работает над собой, сам умеет провести урок и мероприятие, ему не стыдно задать вопрос: «Почему у вас такой слабый урок?»… Вы согласны?
— …задача директора именно в том, чтобы он, как дирижер у пульта, регулировал, анализировал и мог увидеть лучшее, интересное, перспективное. И сказать: зайдите посмотрите к Марь Иванне, там очень интересное… И побегут смотреть, что же там разглядел Мальков… Нужно уметь заметить лучшее и обязательно хвалить…
— …школа консервативна по определению. Педагог научился что-то делать и боится нового, потому что успех обеспечен не всегда. И поэтому очень важно умно и грамотно проводить педагогические советы, на которых нужно искать и преподносить то новое, чем овладел тот или иной учитель и что позволит повысить качество обучения…
•••
— Знаю его лет 25, — рассказывает Марат Кильмухаметов, главврач стоматологической поликлиники, депутат Юргинского горсовета. — Был стереотип, что директор школы – гроза. А когда с ним первый раз столкнулся поближе, мне было тогда лет десять, удивился, что он никогда не срывается, не ругает, не отчитывает. Такой дар был. Общаясь на равных, как-то по-мужски, он давал тебе понять, что ты… не прав. Доводил до головы… И его уроки химии помню, они были яркими, на них мы все время совершали какие-то открытия…
А это Людмила Малькова, жена:
— В школе он для меня всегда был директором. Даже когда приходил ко мне на уроки – волновалась, как при появлении любого другого представителя администрации. И он с меня требовал, может быть, даже чуть больше, чем с другого учителя… У него не было никаких увлечений, у него работа день и ночь… Дом был на мне, он был поглощен только работой… Когда перед Новым годом мы были в школе, слово предоставили новому директору, и я не могла понять, как это так? Даже подружке говорю: так и не пойму, почему не он-то директор?!
— Я вам так скажу: этот человек, как лошадка: везет и везет, — утверждает Николай Шаров. — Скромный, стеснительный, очень принципиальный. Это педагог от Бога… Мы близко общались, потому что дети, внуки у него учились. Помню, когда он уходил на повышение, школа без него осиротела…
•••
Вот несколько характеристик мальковской школы.
1300 учеников, 43 класса, восемь десятков учителей. 12 преподавателей со знаком «Отличник народного просвещения», 9 со званием «Почетный работник образования РФ». Больше 40 процентов педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Пресс-центр «Семь ветров», школьное телевидение, школьный кинотеатр «Эпоха», творческие объединения, предметные декады, научно-практические конференции «Я познаю мир», поисковая работа и музей имени Героя Советского Союза Л.Н. Пономаренко – это тоже она, школа № 8. Общая успеваемость – 99 процентов, а в вузы успешно поступают три четверти выпускников.
•••
— Владимир Михайлович, считаете ли вы, что учителя страна недооценивает?
— Да. Я так считал всегда. Но в последнее время это особенно заметно.
— Трудно ли вам было расставаться со слабыми учителями?
— Я как директор должен выполнять заказ родителей, обеспечить преподавание предметов. Никто не простит формулировок «неудобно», «жалко»…
И Мальков пошагово раскладывает расставание со «слабым звеном»…
— …а по окончании учебного года приглашаю: «Давайте проговорим некоторые моменты. Вот результаты вашей работы, вот мнение руководителя методического объединения, мнение завуча. Вы чувствуете?» – «Да, я понимаю…» – «Раз понимаете – пишите заявление и после отпуска увольняйтесь». И все. Да, моя задача проверить свои ощущения с помощью людей, которые отвечают за методическую сторону обучения. И если после нашего разговора пойдет жаловаться, ей скажут: «Ты же плохо преподаешь». Это не только я так считаю. Иначе меня спросят: на основании чего вы думаете, что мне не надо работать в школе?
И мы говорим о призвании и кадровой проблеме, о статусе педагога и начальной ставке выпускника педвуза, не превышающей четырех тысяч рублей, и я вспоминаю, что учитель – очень нужная профессия, и то, как радостно объявил мне об этом лет тридцать назад самый главный комсомолец Юрги.
Я, тогда студент филфака и будущий газетчик, приехал в командировку, мы шли мимо Юрмаша, и он, узнав, какой диплом получу, обрадовался:
— Очень нужная профессия!  У нас на заводе несколько десятков филологов!
Так что, спрашиваю у Малькова, может, в школе сегодня работают те, кто не смог найти места и заработка получше? У меня, сказал, даже стишок на этот счет есть: «Видимо, я патриот, раз больше не нужен нигде?».
— Все-таки думаю, что сегодня в школе в основном работают по призванию, — как-то особенно терпеливо отвечает Мальков. — Извините за избитые фразы…
•••
Год назад ему исполнилось шестьдесят пять, и он решил: пора на пенсию. Выбрал время – когда закончится год. Не календарный, естественно, – учебный, и когда в большую жизнь отправится очередной поезд – теперь уже под № 2010. Потом остался до конца лета – подготовить школу к новому учебному году.
Но:
— Я не ушел полностью. Для меня это трудно – сразу оторваться. Не захотел и не смог…
Ведет кружок в школьном музее, созданном по его инициативе в 2005 году и год назад получившем звание «Отличный школьный музей». Дописывает книгу о своей школе. Задумывает новую – о развитии народного образования Юрги…
— Владимир Михайлович, — спрашиваю на прощание, — а сегодня кто кому больше нужен – вы школе или она вам?
Он не любит экспромтов, но отвечает мгновенно:
— Конечно, она мне.
НА СНИМКЕ: Владимир Васильевич Мальков с дочерью Татьяной.
Фото автора.
Юрга.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс