Актуальное

Из Сарбалы — в космос!

21 января 2011 | Газета «Кузбасс»
Как известно, 2011 год в России объявлен Годом космонавтики. Но мало кто в Кузбассе знает, что село Сарбала, недавно вошедшеев состав города Калтана, не без основания называют «кузницей кадров» для космических исследований. Самое прямое отношение к старинной Сарбале, отметившей прошлым летом 120-летие, имеют знаменитый инженер-исследователь Александр Николаевич Чемакин и космонавт Максим Сураев. Кроме того, в селе есть очевидцы запуска ракеты на космодроме Байконур. Это Галина Николаевна, жена родного брата Александра Чемакина, шахтера-ветерана Ивана, проходчика шахты «Алардинской».

Яркие воспоминания

В начале семидесятых Иван Чемакин вместе с супругой Галиной побывал в гостях у старшегобрата Александра в засекреченном Байконуре. И тот, благодаря своему влиянию и авторитету, провел кузбасских родственников в святая святых космодрома — к месту запуска ракеты. «Сначала нас привезли к памятнику погибшим сотрудникам космодрома (до этого на Байконуре была страшная авария, когда ракета взорвалась на стартовой площадке). Затем привезли в закрытое помещение, через окна которого можно было наблюдать запуск ракеты. Саша нам что-то рассказывал, но впечатление именно от увиденного было настолько яркое и сильное, что слов я не запомнила. В памяти осела лишь какая-то радужная вспышка», — говорит Галина Николаевна.
Из Байконура она привезла фотоснимки и сувениры, среди которых была и миниатюрная ракета — копия той, запуск которой они наблюдали. Отдала всё это семейное «богатство» в школьный музей, где в то время работала преподавателем по технологии, обучая детвору искусству кроя и шитья. Но как-то постепенно эти реликвииисчезли: то ли случайно потерялись во время различных перемещений экспозиций, то ли кто-то сознательно «позаимствовал» необычные экспонаты…
Сегодня Галина Николаевна на пенсии, занята домашним хозяйством: держит корову, телку, кроликов. К сожалению, Ивана Николаевича уже нет в живых, но в помощниках у нее дети и внуки, которые всегда рядом. Со своим именитым родственником Александром Чемакиным, который сейчас живет в городе Королёве, семья по-прежнему поддерживает тесную связь: «Саша – человек необычайной доброты и живости, и ему по-прежнему интересна жизнь не только родни, но и сарбалинских земляков».
В гости к Галине Николаевне нас привела Тамара Михайловна Галанина, возглавляющая музей шахты «Алардинская». «Приезжайте, — пообещала она, — я познакомлю вас с интересными людьми». И действительно, нам посчастливилось не только выслушать рассказ свидетельницы запуска космического корабля, но и увидеть документы, которые хранятся в школьном музее и приведены в недавно изданной книге о Сарбале. Оказывается, Александр Чемакин, чьи детские и школьные годы прошли в этом селе, был среди участников подготовки к запуску первого пилотируемого космического корабля «Восток» с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту. Эти данные были рассекречены лишь через много лет после полета первого космонавта…

Лук для крепости тела и духа

Начиналась «космическая биография» Александра Чемакина с Томского политехнического института. Галина Николаевна вспоминает, как её свекровь Татьяна Степановна, с которой они с Иваном жили вместе, посылала в Томск старшему сыну Александру посылки, набитые луком. «Для витаминов… Жили мы тогда бедно. И послать нашему студенту для поддержания тела и духа, собственно говоря, в то время было нечего. Зато выращивали много репчатого лука…»
На Байконур Александр попал после окончания Томского политеха, в качестве призывника для «прохождения армейской службы». Знания, полученные в институте, пригодились: его сразу зачислили на должность инженера в лабораторию испытаний бортовых систем радиоуправления. В итоге от лейтенанта он дослужился до полковника, от инженера – до начальника лаборатории. Не раз встречался с самим главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым, под руководством которого работали все системы Байконура. Принимал непосредственное участие в подготовке к запуску космических аппаратов «Союз», «Прогресс», орбитальных станций «Салют», «Мир», «Союз-Т», «Космос»…
А помните, как весь мир с волнением и восхищением следил за экспериментом, когда был дан старт первому в истории человечества совместному полёту пилотируемых кораблей «Союз» и «Аполлон»? На орбите они образовали единый комплекс, в результате стал возможен переход космонавтов СССР и США из одного корабля в другой. «Вклад Чемакина в реализацию этого проекта трудно переоценить», — подчеркивают специалисты. А вот что говорил сам Александр Николаевич, отвечая на вопросы корреспондента газеты «Вести» (№ от 15 июля 2000 года): «Главное было обеспечить совместимость космических кораблей разных систем. Это их сближение и стыковка на орбите, координированное управление, осуществление связи между экипажами и наземными объектами, взаимодействие бортового оборудования после стыковки. А ведь мы и американцы не очень доверяли друг другу. Мне казалось, что многие из них ничего не понимали в системе работы кораблей, а находились среди нас, чтобы выведать секреты…»
Сегодня Александр Николаевич, которому уже больше семидесяти лет, по-прежнему бодр и энергичен. Одна из его дочерей, Ирина, работает преподавателем в вузе военного профиля, другая, Светлана, – дизайнер. Есть внуки. Живут в Королёве и мечтают навестить всем семейством малую родину отца и деда. О встрече с земляками не раз задумывался и сам Александр Николаевич, человек, которым впору гордиться не только небольшому старинному селу, но и всему Кузбассу.

«Наш Максимка»

— так называют космонавта-исследователя Максима Сураева бывшие одноклассники его отца – Виктора Григорьевича, уроженца Сарбалы. И в частности, Зоя Дмитриевна Пушкарева, руководитель школьного краеведческого музея. Со своим одноклассником Виктором Сураевым она до сих пор перезванивается и переписывается. Этой известной в Сарбале семье посвящен не один раздел музея.
Бабушка космонавта Дарья Ивановна Сураева преподавала в начальных классах семилетней сельской школы. Её сын Виктор с детства мечтал быть летчиком и очень настойчиво стремился к достижению этой цели. «Незавидного росточка, хрупкий, Витя «сам себя сделал». Закалялся, бегал, качал мускулы, подтягивался на турнике… И в конце концов своего достиг: поступил в Челябинское лётное училище», — рассказывает Зоя Дмитриевна.
Затем Виктор Сураев окончил академию имени Юрия Гагарина. Причем вместе с ПетромКлимуком, который потом трижды летал в космос. К сожалению, самому Виктору Григорьевичу «выйти за пределы земного притяжения» не довелось. Зато исследователем космоса стал его сын, Максим Сураев, родившийся уже в Челябинске и с отличием окончивший Ейское высшее военное авиационное училище, а затем и академию имени Н.Е.Жуковского. Примечательно, что Максим перед полетом «тренировался» в Центре подготовки космонавтов под руководством бывшего однокашника отца – Петра Климука.
Своего «звездного часа» Максим Сураев ждал двенадцать лет. И вот наконец 30 сентября 2009 года он стартовал к Международной космической станции в составе международного экипажа на корабле «Союз ТМА-16». В полет он отправился вместе с космическим туристом из Канады Ги Лалиберте и астронавтом NASA Джеффри Уильямсом. На орбите основной экипаж провел 169 суток, вернувшись на Землю только 18 марта 2010 года. Во время экспедиции Максим совершил выход в открытый космос, МКС за эти полгода «посетили» два американских шаттла и два российских грузовых корабля «Прогресс М».
Кроме того, Максим стал первым российским космическим блогером. На своей странице на сайте Роскосмоса он рассказывал о жизни и работе экипажа на станции, выращивании пшеницы и выведении бабочек в невесомости, сне в спальном мешке, космических продуктах и о том, зачем на борту станции находится корабельный колокол. Ведя блог прямо с борта корабля, Сураев наиболее важными назвал геофизические эксперименты и, в частности, проведение мониторинга сейсмических эффектов. Эти сведения необходимы для отработки прогноза развития природных и техногенных катастроф.
Увы, после возвращения Максима на землю случился неприятный инцидент, имевший огромный общественный резонанс. Ему, успешно выполнившему и даже перевыполнившему все поставленные задачи на борту Международной космической станции, Минобороны по непонятным причинам отказало в присвоении звания Героя России. Однако коллеги-космонавты и пресса дружно встали на защиту Сураева и все-таки добились справедливости. Максим ныне – Герой России.
Его отец Виктор Григорьевич, уроженец Кузбасса, естественно, гордится своим «младшим поколением». Сегодня Сураев-старший возглавляет созданную им же компанию «Технологии горения». Сотрудники ее делают усовершенствованные печи и реакторы («В них горит всё, что называется органикой».) А в музее Сарбалы с гордостью показывают посетителям запись-признание полковника ВВС, выпускника местной школы 1960 года Виктора Сураева: «Храню самые теплые воспоминания о родной школе, которая дала мне возможность получить хороший старт для всей дальнейшей напряженной и интересной боевой и трудовой деятельности с солидным результатом для Родины и семьи. Низкий поклон ещё живым учителям и светлая память ушедшим…»
Фото
Ярослава Беляева.
Сарбала.
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс