18 января – навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
В понедельник, 18 января, в православных храмах совершается навечерие Богоявления – Крещенский сочельник. Сочельник предваряет великий двунадесятый праздник Богоявления Господня.
Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнился тридцатый год Его земной жизни, по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, тогда наступило время явления Его народу Израильскому. Был глагол Божий и к Иоанну, сроднику Пресвятой Девы, повелевая выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы «свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него».
Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, как Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды.
Навечерие символизирует Крещение Иоанном Предтечей израильского народа. Иоанн Креститель, проповедуя Иисуса, подготавливал народ и крестил крещением покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник Богоявления Чин великого освящения воды – Великая агиасма. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в Крещенский сочельник, так и в самый праздник Богоявления Господня.
Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан с водоосвящения в воспоминание Крещения Спасителя. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, и окропляют свои жилища, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника. Когда мы принимаем Великую агиасму – Крещенскую воду внутрь, или кропим стены своего дома, мы освящаемся, и через эту воду принимаем Духа Святаго, Самого Господа.
Служба этого дня сходна с чином Рождественского сочельника: Царские часы, Литургия с вечерней. К концу вечерни приурочено первое освящение воды. Церковь свидетельствует в эти святые дни сочельника и Богоявления, что тварный мир будет иметь причастность Царствию Божию. Водой все омывается и питается, и очищается, и орошается, но не только этим ограничивается значение воды, оно и в том, что Сам Творец мира Христос низшел, как дождь, познан был, как источник, распространился, как река, и крестился в Иордане.
Как Иоанн Предтеча подготавливал народ к крещению покаянием, так и нам в день навечерия, Крещенский сочельник надо подготовить себя к великому двунадесятому празднику Богоявления и призвать на помощь Духа Святаго, чтобы проникнуться духовным смыслом события и непосредственно самим событием Богоявления, когда на водах Иордана была явлена Троичность Бога: Иисус Христос крестился, Дух Святый в виде голубя спустился с небес и раздался голос Отца: «Се Сын Мой Возлюбленный; в Нем Мое благоволение». В Крещенский сочельник соблюдается строгий пост, и в пищу разрешается только сочиво.