Как сговорились…
Эта угольная тройка уже вошла в историю как первый раскрытый угольный картель в России. Если все будет по логике, которой в последнее время придерживаются антимонопольщики, то ценой столь громкого определения (вспомните только, что самый известный мировой картель – нефтяной, ОПЕК) могут стать миллиардные штрафы. Платить которые придется преимущественно за счет кузбасских шахт и разрезов.
Глава ФАС Игорь Артемьев, только-только закончив серию крупных дел о превышении цен нефтяниками (штрафы тут были беспрецедентными), переключился на угольщиков. 28 декабря он объявил о раскрытии картеля на рынке поставок угля в России. Проще говоря – ценового сговора. По словам г-на Артемьева, до сих пор его служба не расследовала дела такого масштаба на одном из крупнейших федеральных рынков. Первый «блин» антимонопольщики «испекли» вместе с МВД. Как пояснил Игорь Артемьев, в расследовании дела использовались методы оперативно-разыскной деятельности. Конкретно – «прослушка» телефонных разговоров менеджеров угольных компаний. Сейчас ФАС обвиняет угольщиков в нарушении ст.11 Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов). А в МВД рассматривается возможность возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).
Обвинив компании в заключении невыгодных для контрагентов договоров (соглашения ограничивали выбор поставщиков угля и содержали требования о предоплате), руководитель ФАС и его заместитель Анатолий Голомолзин, возглавлявший расследование, подробности дела не раскрыли. Была дана лишь оценка полученной с нарушением закона прибыли – более 5 млн рублей. Ничто по сравнению с почти 6,5 млрд рублей чистой прибыли только одной СУЭК (за 9 месяцев этого года). Хотя сама ФАС в специальном разделе «Сообщи о картельном сговоре!» на своем сайте предупреждает: за сговор компании могут поплатиться штрафом в размере от 1 до 15% выручки (в случае с СУЭК это – от почти 8 млрд рублей, считая от всех доходов за 9 месяцев 2010 г.), а если уж дело дойдет до уголовного преследования, то конкретным людям может грозить до семи лет лишения свободы.
Угольщики на угрозу отреагировали по-разному. СУЭК тут же опровергла все обвинения. «ОАО «СУЭК» твердо убеждено в том, что компания не осуществляла согласованных действий в составе картеля и в нарушение антимонопольного законодательства, которые препятствовали конкуренции или нарушали права потребителей», было сказано в официальном заявлении компании сразу же после обнародования информации ФАС. «Русский уголь» и «Стройсервис» демонстративно заняли «оборону». В первой компании, чей бизнес в Кузбассе небольшой, к телефонам никто не подходил до Нового года. А в «Стройсервисе» с его почти 5-миллионной добычей в Кузбассе пресс-служба довольно резко оборвала все вопросы: «Никаких комментариев до окончания всех юридических разбирательств». Чем, впрочем, заставили покопаться в том, как сговорились угольные компании на 5 млн рублей. Интересно же, что движет теми, кто, ворочая миллиардами рублей, рискует на цену очень средненького коттеджа около Кемерова.
Из сообщения СУЭК следует, что речь идет о незначительных для компании поставках – около 200 тыс. тонн угля в 2009 г. (в целом СУЭК тогда реализовала 87 млн тонн). По сведениям «Кузбасса», такой объем топлива фигурировал в переписке между СУЭК и еще одной угольной компанией Кузбасса. Даже не в переписке, а в обмене письмами с запросами о возможности поставки угля одной структуре другой. Причем цены в письмах, как заверяют источники «Кузбасса», вообще не было. И быть не могло, поскольку все поставки шли на условиях открытых аукционов. Письма эти были представлены в ФАС. И что примечательно, антимонопольщики до сих пор официально (конкретных документов компании не получили) не разъяснили угольщикам, кто из них теперь виновный, а кто– свидетель.
Почему ФАС вдруг заинтересовалась поставками угля одной компании другой? Все ж таки рыночная угольная отрасль. Как покупатель с продавцом решат, так тому и быть. Все просто. В ФАС пожаловалась одна из крупных энергетических компаний страны ОГК-4, станции которой потребляют уголь. Владеет этой структурой известный немецкий концерн E.ON. Отсюда и желание жить по правилам. Не устраивает цена угля для электростанции от СУЭК или, скажем, от «Стройсервиса». Есть подозрение, что угольщики «сговорились на нехорошей» цене – вперед туда, где с этим разбираются, в ФАС.
Жалоба от энергетиков разбиралась еще с весны 2010 года. Судя по тому, что к делу подключили МВД и в ход пошла «прослушка», все давалось непросто. «Слушали» работников компаний, кстати, в Москве. По крайней мере, в областном ГУВД заявили, что местные оперативники к этому не привлекались.
До «рассекречивания» телефонного компромата еще дожить надо (о возбуждении уголовного дела еще не объявлено), но попробуем представить. Звонит, например Иван из СУЭК Василию из «Стройсервиса»:
– Почем у тебя уголь?
– Ну, за тыщу двести (1,2 тыс. рублей за тонну) отдам.
– Маловато будет!
– Вот и я думаю, что маловато.
– Ясное дело, можно и подороже.
Чем вам не сговор о повышении цены? Добавим сюда фантазии на предмет 100%-ной предоплаты – получится чуть ли не ценовой терроризм бедных энергетиков.
До конкретных разговоров, а тем более до «картельного» суда, повторюсь, еще дожить надо. Не исключено, что сначала угольщики начнут оспаривать решение ФАС. Не исключено, что присоединятся к ним и другие компании. Как заявило руководство ФАС, сейчас продолжается расследование в отношении «Кузбассразрезугля», «Кузбасской топливной компании» и «Красноярсккрайугля». Так в «угольное» дело уже сегодня оказались втянутыми почти все крупнейшие поставщики энергетического угля в стране. Читай – все важнейшие кузбасские компании.
…Прямо, как сговорились все с этим углем. То в 2008 году заставили платить штрафы за высокие внутренние цены на коксующийся уголь, то кризис все уронил, то картель.
Татьяна ДУМЕНКО.
Прекрасная статья для 5 января!