Соцсети:
лунный календарь 2022 в газете Кузбасс

29 декабря — память пророка Аггея (500 до Р.Х.)

29 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»

Святой пророк Аггей — один из так называемых «малых пророков» — происходил из священного рода колена Левиина. Родился он в Вавилоне и в юношеском возрасте вернулся в Иерусалим вместе со всеми иудеями, освобожденными персидским царем Киром (правил с 559 по 530 г. до Рождества Христова). Святой Аггей первый выступил с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена иудейского народа (ок. 606—536).

Пророческое служение начал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа (правил с 521 по 485 г. до Рождества Христова). Когда иудеи собрались в праздничный день для принесения жертв, через пророка Агтея было Слово Господне к народу с обличением их забот о домах своих и нерадении о доме Божием. Он указал на религиозное равнодушие, в котором кроется главная причина всех бед. Все послушались гласа Господа, «пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Агг. 1, 14), некогда разрушенного Навуходоносором. И они получили духовную поддержку и ободрение: «Ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф: и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 4—9).

Старики, прежде видевшие Иерусалимский храм до разрушения, сожалели о бедности нового храма и тем многих вводили в уныние. Святой Аггей пророчествовал, что Господь исполнит обетование, данное Своему народу при выходе из Египта, и доставит второму храму большую славу, чем имел первый. В нем явится «Желаемый всеми народами» (Агг. 2, 7) — Господь Иисус Христос.

Святой пророк Аггей был современником святого пророка Захарии ( + oк. 520 г. до Рождества Христова; память 9 февраля). Он пророчествовал 36 лет. После смерти пророк Аггей был с честью погребен в месте захоронения священников.
Книга пророка Аггея

Книга состоит из 4-х пророческих речей, каждая из которых имеет точную датировку. В 1-й речи (1. 1-11) Господь через Аггея обличает народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Как следствие этого люди живут в нищете, ибо, как говорит Аггей, обращаясь к ним, «небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений» (1. 10). Речь пророка вдохновила преемника Шешбацара Зоровавеля, первосвященника Иисуса, и весь остаток народа на восстановление храма (1. 12-15).

Во 2-й речи (2. 1-9) Аггей от лица Божия говорит народу о неизменности Завета Господа: «…дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (2. 5). Слава второго храма превзойдет славу прежнего, ибо «придет Желаемый всеми народами» (2. 7). Мессианский смысл 2-й речи усиливается предсказанием будущего мира, который на этом месте Господь даст людям, «божественного мира, который принесет спасение душам» (Феодорит Кирский, блж. С. 63).

В 3-й речи (2. 10-19) Господь устами пророка обличает высокомерие строителей храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. Аггей спрашивает об этом у священников и приходит к выводу, что нечистое, коснувшись чистого, не освящается, но само оскверняет чистое (2. 10-13). Пророк призывает народ к покаянию и в подтверждение своих слов приводит Божие обещание увеличения плодородия: «Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их» (2. 14-19).

4-я речь (2. 20-23) обращена непосредственно к Зоровавелю и содержит Божие обетование: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих… В тот день… Я возьму тебя, Зоровавель… раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя…» (2. 21-23). В этом пророчестве содержится двойной смысл: во-первых, обещание благодатного охранения Божественным Промыслом Зоровавеля как представителя избранного царского рода, из которого произойдет Мессия, и, во-вторых, по толкованию Кирилла Александрийского, «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля» (С. 447). В Священном Писании о пророчествах Аггея пишет Ездра (1 Езд 5. 1-2); Агг 2. 23 цитируется в кн. Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 13). Слова Господни «еще раз… Я потрясу небо и землю, море и сушу» (Агг 2. 6-7) изъясняет св. ап. Павел (Евр 12. 26-27). В Септуагинте псалмы 145-148 надписаны именами Аггея и Захарии, в Вульгате — 111, 145 и 146, в Пешитто — 125, 126 и 145-148, что, возможно, указывает на богослужебное употребление их в период жизни этих пророков.
Иконография

Иконография пророка Аггея отвечает общей типологии изображения пророков — Аггей облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии Аггея не существовало. Одно из первых известных изображений — в мозаиках алтаря кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х — нач. XI в. Torino. В 12) Аггей — молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи.

Предположительно изображение Аггея было в росписи нач. XV в. церкви архангела Михаила в Сковородском монастыре. В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) Аггей представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой — развернутый свиток. Одно из ранних изображений Аггея в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ). Аггей представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой — свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., Аггей описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. ХVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. № 20).

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс