Алгоритм Канашевича
24 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
Кузбасская школа легкоатлетических многоборий – одна из сильнейших в стране. И вполне закономерно, что именно в Кемерове представители одного из самых сложных видов «королевы спорта» вот уже много лет открывают зимний сезон. Традиционный Всероссийский турнир зажигает новых «звездочек», задает соревновательный ритм опытным мастерам.На последнем турнире в столице Кузбасса (17-19 декабря) лучшую сумму сезона в пятиборье – 4380 баллов – набрала кемеровчанка Марина Гончарова, которая занимается в группе заслуженного тренера России Анатолия Канашевича. Это и стало формальным поводом к давно «назревавшему» разговору с именитым наставником.
Окно в Париж
— Отмечу большое число участников: 124 спортсмена вышли на старт, — рассказывает Анатолий Михайлович. На этом турнире он был «един в трех лицах»: являясь председателем областной федерации легкой атлетики, выступал одним из организаторов турнира, да еще и главным судьей соревнований, да еще в манеже состязались его воспитанники. – Приехали многоборцы из девяти регионов страны, из городов Кузбасса, где культивируют наш вид спорта. Подобная массовость радует. Скажу, что первенства и чемпионаты России далеко не всегда собирают столько многоборцев. Выдался наш турнир и достаточно представительным: болельщики увидели четырех «международников» — иркутян Михаила Логвиненко и Александра Кислова, Светлану Ладохину из Новокузнецка и Марину Гончарову.
Порадовал Иван Быков, выполнивший мастерский норматив в семиборье, пять личных рекордов установил Сергей Свиридов, ему совсем немного очков не хватило, чтобы также стать мастером спорта. Есть молодые спортсмены, которые могут вырасти в многоборцев высокого класса. Доволен результатом Марины Гончаровой: для первого старта сезона она показала хороший результат.
— Собираетесь в Париж, где в марте следующего года состоится чемпионат Старого Света?
— Да, Марина Гончарова прошла отбор на чемпионат Европы в помещении еще по итогам летнего сезона. Поедет в Париж, если будет хорошо готова, если не получит травму.
— Когда начнется тренировочный сбор национальной команды?
— Многоборцы продолжат подготовку в Москве с 12 января. Из нашей группы поедут в столицу Марина Гончарова, Ульяна Александрова, скорее всего Татьяна Тарасова. В начале февраля – чемпионат России по многоборьям в Пензе. По его итогам и будет определен состав делегации на континентальный турнир.
— Вы сами поедете в Париж?
— Раньше тренеры спортсменов постоянно выезжали на крупные соревнования. Но в последние годы от этой практики отказываются, например, я не был на зимнем чемпионате мира-2010 в Катаре и на континентальном первенстве в Барселоне, где выступала Гончарова. А в Париже мне довелось побывать в 2003 году, когда там состоялся чемпионат мира и Елена Прохорова заняла четвертое место в семиборье.
Семейное счастье Прохоровой
— Кстати, как поживает ваша самая знаменитая ученица, чемпионка мира и Европы, серебряный призер Олимпиады-2000?
— Прохорова сосредоточилась на семейных делах. Родила сына, это у нее уже второй ребенок. Дочке Соне 12 декабря исполнилось четыре года. Живет в Адлере, неподалеку от Сочи, где у нее большущий дом гостиничного типа.
— После рождения дочери Прохорова вернулась в профессиональный спорт и даже выступала в олимпийском сезоне, чтобы завоевать путевку в Пекин. Почему не получилось?
— Лена была хорошо готова, и все бы у нее сложилось удачно, если бы не слишком интенсивное лечение колена после зимнего первенства страны, где она здорово выступила. А летом, на отборочном чемпионате России, Прохорова сошла уже в первом виде – беге на 100 метров с барьерами. Поняла, что больное колено не позволит ей сделать все по максимуму.
— А Ольга Левенкова, бронзовый призер чемпионата мира-2006, тоже закончила карьеру?
— Да, и тоже из-за травмы. Уехала в Санкт-Петербург, работает тренером по общефизической подготовке в хоккейной школе. Взяли ее не за прошлые заслуги, прошла по конкурсу, отправив свое резюме. Выдержала испытательный срок, в школе ее хвалят. Ольга – «пахарь», очень обязательный, собранный человек. Благодаря этому и добилась успехов в многоборье, где без умения терпеть ничего не получится.
Вспышка на Солнце
— Анатолий Михайлович, как оцениваете минувший сезон?
— Считаю, что в целом год сложился удачно для кузбасских легкоатлетов. Наши спортсмены завоевали путевки на чемпионаты мира и Европы: в Барселоне стартовали также барьерист Александр Деревягин и стайер Евгений Рыбаков. Высокое достижение – шестое место Гончаровой в мировой серии по многоборью, в этом аналоге Кубка мира в зачет идут три лучших результата. Марина выиграла первый этап серии в Италии.
Многоборка Надежда Сергеева помогла сборной России попасть в тройку призеров на командном Кубке Европы в Таллине. В столице Эстонии выступала и Светлана Ладохина. Правда, после трех видов она сошла из-за травмы. Ладохина – опытная многоборка, ей 31 год. Как тренер, как человек, как председатель областной федерации я благодарен Светлане за то, что она долго выступает, конкурирует с молодежью, которой есть на кого равняться. Молодец!
— Урожайным на таланты для кузбасской легкой атлетики выдался 1985 год, когда родились братья-близнецы Рыбаковы, участница Олимпиады-2008 Ирина Обедина, Светлана Топилина, Юрий Журавлев, побеждавшие в юниорских и молодежных турнирах. Золотое поколение! А кто на подходе?
— Наверное, в 1985-м случилась вспышка на Солнце. А вот затем произошел катаклизм: совсем другие дети пошли. Скорее всего, это можно объяснить социальными потрясениями в стране, когда многим родителям приходилось попросту выживать: маленькая зарплата, плохое питание… Мои коллеги отмечают: дети, родившиеся в 1999-2000 годах, то есть в то время, когда жизнь стала налаживаться, действительно более крепки физически. И все же талантливые ребята есть в каждом возрасте.
Выставки вместо тренировок
— Школа олимпийского резерва по легкой атлетике не обделена вниманием?
— В нынешнем году не было проблем с финансированием ведущих спортсменов, оплачивали поездки на сборы, соревнования. В этом плане ситуация даже улучшилась. Это несомненный плюс.
— А минус?
— Из-за постоянных выставок в манеже срывается график тренировок. Вот и сегодня, когда открылась очередная выставка-ярмарка, занимаемся в самом уголке манежа. Своего рода уголок Дурова, хотя Дуров, возможно, на меня и обиделся бы: у него-то условия были лучше. Да и что это за тренировка, когда даже кроссовки не надевают?! Между тем начался соревновательный сезон. Все равно, что заниматься хоккеем не на льду и без коньков. Да и тренеры теряют квалификацию из-за простоя.
Отменяем тренировки у детей. А чем они займутся в свободное время? Ладно, если чем-то полезным, а если нет? Да и уходят ребята из нашей школы: после недельного перерыва пропадает охота тренироваться.
Проблема давняя, серьезная, не знаю, будет ли она когда-нибудь решена, хотя бы уменьшили количество выставок, а то их все больше и больше. Нужен дополнительный, специализированный манеж.
Представьте: с Прохоровой мы готовились больше десяти лет назад, за это время условия для тренировок не стали лучше, а только ухудшились. Возьмем, к примеру, рыболевецкий сейнер. Неужели после десяти лет работы судна можно поймать больше рыбы? Техника стареет, как и на любом производстве. Поймите, я не жалуюсь, а констатирую очевидное…
— Результаты пойдут на спад?
— Проблематично ждать лучших результатов. Думаю, нынешняя ситуация аукнется уже через два-три года. Как аукнется? Да не будет у нас легкоатлетов хорошего уровня. Когда идет ухудшение, нужно время, чтобы вернуться на прежний уровень.
В нашем манеже сектора для прыжков, беговая дорожка морально и физически устарели, не соответствуют современным требованиям. Шитые-перешитые, заклеенные-переклеенные… На специализированном стадионе, который рядом, тоже нет современных дорожек и секторов. Не скажу, что манеж брошен: в этом году крышу отремонтировали (иначе отвалились бы куски), раздевалки прекрасные, спасибо за это, но не в раздевалке же тренироваться!
В Новокузнецке сделали современные сектора на стадионе «Металлург». Обещают и нам…
Не жалейте себя!
— В чем находите мотивацию для дальнейшей работы, учитывая, что ваши воспитанницы побеждали и были призерами чемпионатов мира, Европы, России?
— Не забывайте, что у нас творческая работа. К примеру, художник написал картину и наверняка захочет еще одно полотно сделать. Что-то подобное и в тренерской работе…
— Вы довольны своей тренерской судьбой?
— Бывают минуты слабости, как я их называю, когда устаешь, прежде всего эмоционально, и думаешь, что времени потрачено много, а ожидаемого результата нет. Жалко времени, которого не вернешь. Например, на сборах, а это порой большая часть года, живешь в казарменных условиях, без семьи.
И все же я доволен своей тренерской судьбой, особенно когда добиваешься результата. Значит, труд оказался не напрасен. И способные дети по-прежнему приходят в легкую атлетику. И есть желание проявить себя в ученике.
— Каков все-таки алгоритм успеха в тренерской работе?
— Целый комплекс обстоятельств помогает или мешает спортсмену реализовать себя. Есть очень одаренные люди, но они не могут проявить себя на соревнованиях, зажимаются, напрягаются. А скованность – главный враг в беге, особенно в спринте. Кто-то очень талантлив, но с ленцой, надо подгонять. А кого-то, как в свое время Прохорову, надо останавливать, чтобы не перетренировались. Очень важны семья, быт, правильное питание. А главное — не надо жалеть себя, любимого. В большом спорте легко не бывает. Да, надо себя беречь, но ни в коем случае не жалеть. Когда все факторы совпадают — и получается тот самый алгоритм успеха.
НА СНИМКЕ: Анатолий Канашевич и воспитанник кемеровской школы легкой атлетики Юрий Журавлев – призер чемпионата Европы среди молодежи в тройном прыжке.
Фото Сергея Гавриленко.