Декабрьский вертеп

23 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
В литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского работает «Выставка одного экспоната». В течение каждого месяца желающие могут посмотреть и узнать о его  истории. Так, в декабре посетители знакомятся с «Рождественским вертепом» –  творением известной в городе художницы, работавшей в жанре  палехской миниатюры, Альбертины Федоровны Фомченко.
Это шестой по счету экспонат, который представил музей. А до этого были керосиновые лампы, швейные машинки, прялки…
Для начала научный сотрудник музея Екатерина Плотникова рассказывает посетителям о значении слова  «вертеп». Оно имеет древнерусское происхождение.  Означает «пещеру, укрытие». Согласно священному писанию именно в такой пещере родился Иисус Христос. «Вертепом» также называлось старинное  кукольное представление. Принято считать, что с этого кукольного рождественского спектакля и начинается история кукольного театра на Руси. По словам историков, к концу девятнадцатого – началу двадцатого веков вертепы почти на всей территории Российской империи стали редкостью. Причиной этому, вероятно, послужила конкуренция со стороны больших театров. Несмотря на то, что вертепы были по-прежнему любимы публикой, содержать их стало невыгодно. «Везде их принимают очень охотно, но заработки неважны» — такое свидетельство можно было встретить в рукописях тех лет.
Что же представлял собой  настоящий вертеп? Простой деревянный ящик с прорезями. Мастерили этот театрик долгими зимними вечерами  крестьяне, свободные от летних забот. Вертепный ящик напоминал домик в два этажа. На верхнем ярусе была представлена пещера с маленькими яслями, в которых  и находился Младенец. На крыше домика сияла вырезанная из бумаги рождественская Вифлеемская звезда. С обратной стороны её для большего эффекта подсвечивали свечой. Верхний ярус обозначал как бы пространство небесное. На нижнем шло само кукольное действо  — народная драма-мистерия о жестоком царе Ироде. «Подразумевался ещё и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт жестокосердного Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной», — рассказывает Екатерина Плотникова.
Фигурки в вертепе были статичными, передвигались по прорезям с помощью деревянного стержня. Однако у зрителей во время действа возникало ощущение чуда.
Представление шло при свете свечей, в сопровождении живого пения и музыки. Тексты к этим спектаклям писали священнослужители. А представляли вертепы на Рождество и Святки школяры, как называли в старину воспитанников духовных семинарий. Они и стали первыми общепризнанными артистами кукольных театров.
Татьяна ШИПИЛОВА.
Фото
Ярослава Беляева.
Новокузнецк.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс