Актуальное

Мороз крепчает – транспорт подкачает?

21 декабря 2010 | Юлия Матющенко

Кузбасс снова накрыло снегом и холодом. В прошлый раз это сразу негативно отразилось на работе общественного транспорта. Особенно досталось областному центру: кемеровчане часами мерзли на остановках. За это губернатор потребовал от главы города Владимира Михайлова «срочно разобраться с нарушениями в работе общественного транспорта». И «принять меры административного взыскания к заместителю главы Владимиру Вильчикову, отвечающему за работу транспорта, а также к руководителям пассажирских предприятий».

Кемеровскому мэру было дано указание «срочно обеспечить бесперебойную работу транспорта на маршрутах города». Уже в пятницу руководители транспортных предприятий на «круглом столе» обсудили самые злободневные вопросы и приняли меры «по преодолению сложившейся ситуации». Вот только значит ли это, что теперь в морозные дни кемеровчане без проблем смогут уехать в нужном направлении? Или же пассажирам нужно снова снаряжаться в одежду потеплее, запасаться терпением и деньгами на такси?

На «круглом столе» из семи руководителей пассажирских предприятий, задействованных в перевозках (которым и было «поставлено на вид»), присутствовали пять: Виктор Мартыненко (ОАО «АТП №3»), Владимир Мовшин (ГПКО «Автоколонна №1237»), Александр Скоробогатько (КПАТП №1), Иван Мурушкин (ООО ПКФ «КПП») и Павел Мальцев (ООО «ПрогрессАвтолайн»). Евгений Швецов (ОАО «Кемеровская электротранспортная компания») и Вячеслав Тихонов (НП «Ариат») в обсуждении не участвовали.

Посидели, обсудили…

— Сегодня городской пассажирский транспорт находится в сложной ситуации, — сообщил председатель городского комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Владимир Вильчиков. – Кредиторская задолженность предприятий — более 60 млн. руб., увеличение стоимости топлива, сокращение дотаций и долги перед поставщиками запчастей не позволяют обновлять автопарк. Долги не дают возможности ремонтировать даже имеющийся подвижной состав. Ситуация обострилась из-за резкого подорожания дизтоплива (а на нем работает свыше 80% транспорта) – с 16 до 22 руб. за литр. Этот повлекло увеличение расходов всех ПАТП на 8 млн. руб. К великому сожалению, ухудшилось и обновление транспорта. За последние два года предприятия самостоятельно не приобрели ни одной единицы подвижного состава. Сократилось и приобретение за счет бюджетных средств: в 2010 г. закуплено только 7 троллейбусов для городских маршрутов. А в период низких температур и снегопадов увеличилось число поломок — старая техника не выдерживает жестких условий эксплуатации.
Директор ОАО «АТП №3» Виктор Мартыненко заметил, что самые проблемные в городе – социальные маршруты:
— Эти маршруты проходят не по центру города, они единичные, но мы не можем их сорвать. И хотя к зиме готовились, не предполагали, что такое количество машин будет ломаться на линии. Мы создали дополнительную передвижную бригаду, которая прямо на линии ремонтировала вышедшие из строя машины. Особенно большие сложности возникли на проспекте Кузнецком с двумя маршрутами – поселок РТС (автобус №9) и поселок Ягуновский (маршрутки №21 и 48). В результате мы понесли около 2 млн. руб. затрат: это и перерасход горючего из-за сильных холодов, и долгое стояние в пробках, и включенные постоянно печки, и ремонт. Но все-таки «подняли» те автобусы, которые из-за морозов вышли из строя. Думаю, сейчас пассажиры на конечных остановках, особенно в отдаленных районах, не останутся без транспорта.
Сложная ситуация в Лесной Поляне. «Быстрая замена транспорта здесь невозможна, — говорит начальник ООО «ПКФ «КПП» Иван Мурушкин. — Чтобы заменить сломавшийся автобус, в нормальной ситуации потребуется 25-30 минут, а если возникли препятствия – время увеличивается в разы. Принято решение обеспечить это направление резервным автобусом, чтобы он находился как можно ближе – в районе Петровской ТЭЦ или Андреевки, потому что на территории Лесной Поляны боксов, позволяющих поставить автобус в теплое место, сегодня нет. Но работа ведется, в ближайшее время мы должны этот вопрос закрыть».
На морозы и снег ссылается, описывая свои беды, и начальник ГПКО «Автоколонна №1237» Владимир Мовшин:
— Машины мы надорвали. По плану у меня должно стоять 30 машин в ремонте, а реально это количество доходит до 45. Дизтопливо сильно нас подкосило. Машин новых нет. Мы брали 7 лет назад 61 машину в лизинг на 137 млн. руб. Так у них пробег под 300 км за смену, а это износ страшный. Так что как были поломки, так и будут.
Я очень боюсь января. Акцизы на горючее на рубль-два вырастут, транспортный налог не уменьшится, все это дополнительным бременем ложится на автотранспортные предприятия. А где деньги брать? Больше пассажиров у нас не будет. Спасибо дополнительному рублю за проезд, но это решает проблему лишь на 20%…


Трамвай в мороз выгуливай,чтоб он не замерзал
Электрический транспорт в снегопады и морозы тоже давал сбои. Правда, в меньшем объеме. Руководитель пресс-службы ОАО «КЭТК» Максим Гончаренко пояснил:
— Особенности устройства транспорта на электрической тяге таковы, что ему и в сильные морозы трудно работать, и в снегопад. Но, несмотря на снег и холод, регулярность трамвайного движения в городе не была ниже 98,4%, троллейбусного – 98,7%. Чтобы техника не замерзала, трамваи ночью, например, «выгуливают» по территории депо, проводят через теплые ремонтные зоны. В троллейбусах применяют более адаптированные к холодам трансмиссионные масла…
С начала декабря все службы КЭТК перешли на усиленный режим работы, люди трудятся почти круглосуточно. Благодаря этому сохраняется плановый выпуск трамваев и троллейбусов на линию. В целом же пассажиропоток у нас увеличился – многие пассажиры, не дождавшись привычных автобусов или маршруток, пересаживались на электротранспорт.
«Транспорт – удовольствие дорогое»
— подчеркивают руководители автотранспортных предприятий. Так, новый «ЛиАЗ-6212» стоит больше 9 млн. руб. Между тем три такие дорогостоящие «гармошки» в а/к №1237 простаивают. Им требуется ремонт двигателя. На ремонт каждого – порядка 500 тыс. руб. Замена же обойдется в 1,5 млн. руб. Транспортники возмущаются импортным двигателем, установленным на отечественных автобусах «Русьавтопрома». Говорят, мало того, что он дорогой, так еще и достать его целая проблема, привозят-то из-за границы. Сейчас завод-изготовитель отказался от этих двигателей, ставит другие, с которыми, как обещают, проблем уже не будет. Кроме того, поломки возникают и из-за качества нашего горючего.
Ситуация
под контролем?
В целом собравшиеся за «круглым столом» руководители отметили, что сейчас ситуация с транспортным обеспечением горожан «практически нормализовалась». Так, если неделю назад на маршруты не выходили 7-10 автобусов в день, то теперь – не больше двух. Стабилизировалась и работа маршрутных такси: недовыпуск сократился с 30 до 7 машин. Вчера на линию вышло 96,4% подвижного состава.
На предприятиях разработали меры, которые позволят улучшить работу транспорта. Это усиление ремонтных и аварийных бригад, круглосуточное дежурство руководителей. В отдаленных районах будут готовы резервные автобусы на случай поломки рейсового. Со стороны администрации города принято решение об увеличении финансирования транспортных предприятий. Первое перечисление, 5 млн. руб., уже выполнено. Также из бюджета дополнительно будет выделяться 500 тыс. руб. ежемесячно для обеспечения работы резервных автобусов. А в начале 2011 г. по лизинговым схемам для города приобретут 7 автобусов большой и средней вместимости для обслуживания поселков и отдаленных территорий.
Городские власти заверили, что с учетом принятых мер транспортная ситуация в Кемерове стабилизируется. Что такого количества (160 автобусов, около 500 маршруток, 63 троллейбуса и 59 трамваев) городу хватит для обеспечения бесперебойного движения. Что ж, морозы покажут.

Какова ситуация с общественным транспортом в других городах Кузбасса?

Новокузнецк

В Новокузнецком ОАО «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1», по словам Германа Ярёменко, заместителя генерального директора по перевозкам, одна из главных проблем – финансовая. Не хватает денег на приобретение запчастей к автобусам еще советского производства. Всего в автопарке числится около ста единиц, задействованных и на городских, и на пригородных, и на междугородных маршрутах. К зиме в ПАТП-1 подготовились основательно. Есть в полном объеме солярка, закуплен антифриз, имеются необходимые запчасти, чтобы при нужде заменить либо подремонтировать отопление, «полетевшее» при больших морозах. «Но мы погрязли в долгах, в том числе и коммунальных. К тому же средства необходимы еще и для дальнейшего приобретения запчастей. Автобусы-то еще действуют с допотопных времен! И потому транспорт у нас – латаный-перелатаный. Выкручиваемся как можем. Наши мастера способны творить чудеса. Ведь пока дешевая в Москве необходимая нам деталь дойдет до Сибири, стоимость ее повысится значительно. Но берем – деваться-то некуда», — сетует Г.Б. Ярёменко.

С подобными проблемами столкнулись и в ОАО «Орджоникидзевское АТП», в котором 76 автобусов и маршруток обслуживают городские маршруты, причем одни из самых сложных – окраинные и так называемые социальные, на которых пенсионеры пользуются льготами. По словам Владимира Воробьева, исполнительного директора АТП, сегодня не хватает средств на приобретение запчастей. Однако при надвигающихся рождественских морозах замерзнуть своим пассажирам здесь не дадут.

Мариинск

Зима для работников автотранспортного предприятия в Мариинске – проверка не только на прочность, но и на смекалку. Прошедшая морозная неделя показала, что качество используемого в работе топлива оставляет желать лучшего. Именно по этой причине были срывы движения общественного транспорта. Как пояснил директор ГП АТП Николай Плуталов, горючее при температуре ниже -37° замерзало. Он уверен, что компании, которые занимаются продажей топлива, летнее, замерзающее при -5°, добавляют в зимнее, температура замерзания которого -40°. Делают это недобросовестные компании с целью получить больше прибыли, ведь летнее топливо дешевле зимнего. А в результате сотрудники автотранспортного предприятия вынуждены идти на ухищрения, чтобы не срывать график. К примеру, сами «варят» и устанавливают на двигатели автобусов теплообменники, которые подогревают топливо.

Всего в Мариинске 12 маршрутов, на которых ежедневно работают 18 автобусов Мариинского АТП и 24 частных маршрутных такси. Действуют они на территории не только города, но и района. Автобусы обслуживают порядка десяти сел и деревень, в их число входят и населенные пункты соседнего Чебулинского района. Как пояснили в администрации Мариинского ГП АТП, на этих маршрутах перебоев пока удалось избежать.

Междуреченск

В городе проблем с транспортом общественного пользования нет даже в самые трескучие морозы. Здесь большую часть перевозок по основным городским маршрутам на основе конкурса взял на себя коммерческий транспорт. А частник всегда заинтересован поддерживать автомобили в исправном состоянии, чтобы не проиграть в деньгах. Опять же со стороны городской власти пристальное внимание и спрос. Организацией пассажироперевозок руководит управление благоустройства, транспорта и связи. Поэтому в Междуреченске маршруток нет, там коммерческие автобусы считаются транспортом общественного пользования, который также обязан перевозить и льготные категории населения.

По словам дежурного диспетчера единой диспетчерской службы, ежедневно на линию выходит не менее 62 коммерческих автобусов и 14 автобусов Междуреченского государственного ПАТП. Конечно, бывают непредвиденные ситуации, поломки, но с линии сходят единицы, и график движения выдерживается. На самых востребованных городских маршрутах №1 и 8 ждать автобуса приходится не более пяти минут, а в пригородные поселки транспорт ходит четко по расписанию, через 20-25 минут.

Юлия МАТЮЩЕНКО, Татьяна ШИПИЛОВА,Наталья СВИРИДОВА, Людмила ХУДИК.

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Марк Цейнтлин
14 лет назад

Давайте еще больше будем придумывать льготных проездных, так скоро и в телегу пересядем. Ксати, на междугороднем рейсе Кемерово-Новосибирск, самые плохие автубусы из Кемерово (старые, неудобные, просто есть такое слово «затрепанный»). «Богатый угольный» Кузбасс, а что народ имеет с этого?

Ася
14 лет назад

1. судя по растущему числу маршруток, и появлению на улицах новых моделей маршрутных такси, это вовсе не убыточный бизнес. если другие перевозчики не в состоянии грамотно распределять ресурсы, они или воруют, или тупые руководители
2. а что в регионах, где климат суровее, транспорта общественного нет или может только у нас как за -30, так резко у ВСЕХ перевозчиков ОДНОВРЕМЕННО ломается транспорт и после 8 вечера уехать проблема великая? Сама слышала, как по сотовому водитель говорил другому, что больше не поедет, народу мало, скажет, что «сломался».
3. столько говорилось про внедрение новых технологий отслеживания пассажиропотока,контроля за движением транспорта. где эффект??

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс