Академик в восточном халате
21 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
Полотна алтайского живописца Пиргельды Широва выставляются в кемеровском Доме художников уже во второй раз. Предыдущая выставка прошла в январе-феврале 2009 года. Нынешняя экспозиция отличается от нее прежде всего тем, что мэтр выставился не один, а с учениками.
Пиргельды Широв родился в 1966 году в Туркмении, учился в Ашхабаде и Владивостоке. Поселился в Горно-Алтайске, где уже полтора десятка лет преподает в художественном училище. В последнее десятилетие активно выставляется, причем как в России и Туркмении, так и в «дальнем зарубежье», например, в Харбине и Дрездене.
Живописная манера Широва очень любопытна. Это художник оптимистический, анахронический и академический, с изрядной долей наивности и густым восточным колоритом. Сам он признается в своей любви к Репину и Сурикову; к этим корифеям следовало бы добавить еще Семирадского и Бруни. Большие полотна Широва читаются как ребусы, в разгадке – хрестоматийные русские сюжеты. «Суриков в селе Ладейское»: живописец глядит вслед саням с ряжеными; явная реплика «Боярыни Морозовой». «Ходжа Насреддин на амударьинском базаре»: герой и его окружение приняли позы репинских запорожцев, корреспондентов турецкого султана. «Кубитанская любовь»: сюжет отсылает к восточной легенде, композиция – к «Утру стрелецкой казни». «Бабушка Соня» сидит в позе «Девочки с персиками»… Есть способ делить словесность на смешную и плохую; к живописи, да еще столь повествовательной, это тоже относится. Полотна Широва, при всей академичности, очень забавны, хотя за его восточным лукавством трудно разобрать, насколько степень их пародийности им самим осознана.
На нынешней выставке, впрочем, жанровых полотен почти нет, но и применительно к пейзажу метод исправно работает. «Осень на берегу Оби»: к левитановской «Золотой осени» добавлены лодки из «Вечернего звона». Да и лошадка, кажется, забрела сюда из левитанского «Марта», только развернулась к нам тылом. Полотно под названием «Белуха. Здравствуй, Алтай»: светящаяся рериховская гора над сказочным васнецовским озером. Шикарная разноцветная «Зима»: суриковский дремучий пейзаж, расцвеченный в манере Врубеля. Право, без этих сносок и отсылок к общеизвестному полотна Широва были бы гораздо скучней. Впрочем, на выставке есть и роскошные восточные натюрморты с дынями и виноградом, и знойные красавицы – не только восточные, но и, к примеру, бразильские: привкус карнавала один и тот же. А вот «Западно-восточный диван», совсем как у Гете: «Индийская чайная в Люксембурге».
Работы учеников развешаны вперемешку с работами учителя. Большинство из них ученические, в тщательной академической манере; есть просто добросовестные копии. Мотивы могут быть как восточными, так и западными, есть и просто изящные пейзажи русской либо алтайской природы. Общее здесь одно: неизменная мажорность восприятия окружающего. К примеру, Ж. Видяева увлечена романтическим западным средневековьем; работы, нарочито скромные по колориту, производят, тем не менее, впечатление вызывающей роскоши. В этом смысле представленная группа живописцев – действительно ученики Широва, хотя большинство из них давно оставили позади худучилише и заканчивают солидные художественные вузы.
Юрий ЮДИН.
Фото Федора Баранова.
Широв живет в НОВОалтайске. И в Новоалтайском государственном художественном училище в данное время не преподает. И выставка не его персональная, а творческого объединения «Традиции и современность», отнюдь не все члены которого являются учениками Широва